Образование4 мин.

4 простых способа научить ребенка думать и размышлять

Развиваем критическое мышление правильно

© Depositphotos

Развивать критическое мышление лучше всего с раннего детства. Позже, в школе, вместо критического дети чаще всего получают стереотипное мышление: когда их просят написать сочинение, от них не ждут их личной позиции о том, «что хотел сказать автор», — автор хотел сказать то, что за него решили разработчики школьной программы, и никак иначе. Ребенок будет прав, только если его мнение совпадет с единственно возможным, «правильным» мнением учителя.

Критическое мышление –– полезный навык, который позволяет нам по-разному интерпретировать одни и те же события.

О том, как проще всего развить у детей критическое мышление, «Летидору» рассказал Максим Журило, автор десятков образовательных программ в сфере лидерства и спорта, участник проекта «Вдохновители»(@vdohnovitely).

Максим Журило, участник проекта «Вдохновители»

Учите спорить

По моему наблюдению, лучше всего дети учатся спорить в командных дебатах. Такой способ хорош для детей всех возрастов, но обычно его начинают практиковать еще в детском саду или начальной школе. Дебаты можно устраивать на семейных праздниках и пикниках с друзьями, где собирается много детей.

Например, все дети знают, что такое зоопарк, задайте им вопрос, нужно ли запретить зоопарки. Дети разбиваются на команды — в случайном порядке.

Важно, чтобы обе команды не состояли из единомышленников.

Дальше взрослый озвучивает тезис: зоопарки нужно запретить. Одна команда поддерживает его, другая — оспаривает. Это прекрасная лакмусовая бумажка: в процессе спора дети могут менять свою позицию, придерживаться то одной точки зрения, то другой. Если вдруг 10-летний ребенок не понимает, почему существует точка зрения, что зоопарки нужно закрыть, то это хороший сигнал: пора расширять его кругозор.

© Depositphotos

Предлагайте «встать в тапки» других людей

Скрытый смысл участия в таких дебатах в том, что в них ты часто защищаешь позицию, которую сам в жизни не разделяешь.

Предложите детям защитить противоположную точку зрения — для них это полезный опыт.

Мы живем в обществе, где вряд ли сможем достичь единого мнения по всем волнующим вопросам. Но эти вопросы не становятся менее обсуждаемыми, и каждый из нас сталкивается как с единомышленниками, так и с оппонентами. Чтобы объяснить «противнику» свою точку зрения, сначала важно узнать, почему он думает иначе. Покажите на собственном примере, как важно изучить другую сторону вопроса. Не переходите на личности, не спрашивайте ребенка: «Как ты можешь в это верить?» Задайте уточняющие, наводящие вопросы, внимательно изучите аргументы другой стороны и их источники и заодно проверьте свои –– вы тоже можете быть неправы. Практика «вставать в чужие тапки», слышать аргументы других людей, вступать в конструктивное обсуждение и спор –– важные гражданские, общественные навыки, без которых невозможно развивать критическое мышление, разговаривать структурированно, вести последовательный диалог.

© Depositphotos

Учите отстаивать свое мнение

По моему опыту, даже к 15 годам не все школьники могут аргументированно защитить позицию, которую они не разделяют. Это серьезное упражнение для ума, которое базируется на простой идее о том, что мышление –– это прослойка между реальностью и нашими реакциями, то есть наше восприятие. Восприятие может быть абсолютно любым, мы можем по-разному смотреть на вещи — важно уметь свою точку зрения аргументировать.

Довольно часто даже взрослые не могут четко сформулировать свою позицию, и все сводится к «я считаю», «мне кажется», «я думаю» –– все это субъективно и часто не основано на фактах.

Учите ребенка работать с источниками информации, опираться и ссылаться на них. Согласитесь, одно дело сказать: «Мне кажется, будет дождь», и совсем другое: «Судя по прогнозу погоды в «Яндексе», «Гугле», «Гисметео», будет дождь». Умение вести аргументированный спор –– прекрасный навык (ведь не зря его используют с античных времен), который пригодится не только при защите курсовых и дипломных работ, но и в любой жизненной ситуации, где нужно будет отстоять свое мнение.

© Depositphotos

Не исправляйте речевые ошибки

Самое неправильное, что вы можете сделать во время дебатов с ребенком, –– это начать учить его ораторскому искусству. Давайте, во-первых, признаемся, что далеко не каждый публично выступающий человек –– прирожденный оратор, практиковаться в этом умении нужно не один год.

Во-вторых, ребенок расслабился, начал говорить и выражать свои мысли, а вы вместо того, чтобы похвалить его, сместили фокус на то, как он говорит…

В-третьих, запомните: вы можете быть красноречивым оратором, но если ваши высказывания не базируются на ваших фундаментальных ценностях, на умении слушать других людей и видеть другие точки зрения, то они фальшивы.

Меньше всего мне хотелось бы, чтобы детей учили быть фальшивыми. Пусть они лучше будут косноязычны, но искренни.

Фото: Depositphotos