Образование

4 проблемы советской школы, которые мы до сих пор не решили

Редактор онлайн-школы «Фоксфорд» Соня Самсонова — о том, на что в первую очередь должны обратить внимание директора школ и чиновники от образования.

Нас не удивляет, что реформы образования не приносят ощутимых плодов. Правительство тратит миллионы рублей на невидимые перемены, а жизнь складывается из мелочей. Может быть, школа изменится, если начать с маленьких, но важных вещей?

Короткие перерывы между уроками

Обычная школьная перемена длится десять минут, а большая — до получаса. Чаще всего устраивают две перемены по двадцать минут. Часть родителей не видит проблемы в том, что ребёнок питается всухомятку и не успевает отдохнуть. Чем короче перемены, тем раньше школьник приходит домой.

Если не бояться гастрита и рассматривать школу как неизбежное зло, то удлинять перемены не нужно.

Когда школа — не срок, который нужно отбыть, а жизнь, которую стоит прожить, большой перемене отводят достаточно времени. В Японии, Англии и Америке перерыв на обед длится не менее 40 минут, а в школе полного дня — до двух часов. Дети успевают пообщаться и погулять. В столовой ученики покупают обеды или едят то, что принесли из дома, без спешки.

Продолжительность перемен определяет школа, а родители вносят предложения через управляющий совет. Если большинство решит, что детям нужно время на отдых, школа может изменить распорядок дня.

Отсутствие мест для хранения

Индивидуальные шкафчики учеников, или локеры, многие впервые увидели в кино. Американские школьники хранят в них учебники, сменку и форму для физкультуры. Польза локеров в том, что комплект книг на весь день и сменную обувь не нужно носить с собой. На дом берут только те пособия, которые пригодятся в подготовке домашней работы.

Зимой российские ученики надевали бы тёплую сменку из шкафчика, а не окоченевшую с мороза обувь.

К тому же туфли, которые хранятся в школе, трудно забыть дома.

Чаще всего на локеры у школ нет ни денег, ни свободного пространства. Некоторые охранные фирмы устанавливают шкафчики в школах и берут с родителей плату за аренду. С разрешения администрации родители сами создают места для хранения, но пока это редкость. Если родители готовы вкладываться, место найдётся.

Трёхбалльная система оценивания

Текущие «двойки» в журнал ставят редко, а за четверть или полугодие — ещё реже. «Кол» — это удобный способ отправить ученика на пересдачу, ведь единицу легко исправить на четвёрку. Из «нормальных» отметок остаются «3», «4» и «5».

Оценивание с помощью трёх цифр несправедливо.

Ученик, который справляется со школьной программой, и победитель международной олимпиады получат одну и ту же «пятёрку». Чтобы поощрить старательного троечника, учитель ставит ему «4», как и отличнику, который «может лучше».

Единых понятных критериев оценивания в российской школе нет. Те, кому довелось сменить школу, ощутили это, когда внезапно выбились в отличники или скатились в троечники. Дело не только в программах обучения. Исследователи выяснили, что оценки школьников только на четверть зависят от знаний, а остальное складывается из активности на уроках, сообразительности и поведения. Все неакадемические слагаемые учитель оценивает по своим ощущениям и наблюдениям.

Родители, учителя и ученики могут изменить систему текущего оценивания в своей школе. Для этого нужно ввести отметки до семи, десяти или двадцати баллов и договориться о критериях. Учителя будут использовать «1» и «2» балла, а не только верхние отметки. Наивысший балл будут ставить не за отличную, а за блестящую работу.

Для аттестата отметки, конечно, придётся привести к традиционной системе, но процесс обучения станет честнее.

Туалеты без дверей и бумаги

В интернете достаточно взрослых воспоминаний и детских впечатлений о школьном туалете. Как правило, это неприятное место, где легко почувствовать себя беспомощным. Есть по крайней мере два способа разорвать круг, в котором убогое туалетное бытие определяет варварское туалетное сознание школьников.

Путь изобилия выбирают директора и родители с запасом терпения и денег.

Взрослые оплачивают ремонт и работу уборщиц, чтобы в туалетах всегда было чисто. Дорогие диспенсеры полны мыла, а в антивандальных держателях не кончается туалетная бумага. Дети ломают и жгут, взрослые объясняют и ждут. Со временем отношение детей меняется.

Другой способ решить проблему — сделать туалет безопасным местом уединения. Директор одной из московских школ превратил туалеты с унитазом и умывальником в тесные помещения, куда невозможно войти вдвоём. Туалет, в котором нельзя общаться, трудно использовать не по назначению, да и незачем.

Большие начинания в образовательной политике ничего не изменили в укладе школы. Взрослым — родителям, учителям, директорам — по силам сделать немногое и при этом значительно улучшить качество школьной жизни. Присоединяйтесь к работе управляющего совета в своей школе, чтобы менять школу изнутри. А если вы устали бороться с системой, переходите на онлайн-обучение.

Фото: Shutterstock.com, МИА «Россия сегодня»