Образование

4 правила лёгкой адаптации ребенка в коллективе

Что должен знать родитель, чтобы избежать проблем с адаптацией ребёнка в новом коллективе.

Для многих малышей новое окружение – это большой стресс, справиться с которым помогут в первую очередь родители и педагоги. Художественный руководитель народного детского танцевального ансамбля «Калинка» Наталья Левицкая-Филиппова рассказывает, как максимально смягчить переживания ребёнка в новых кружках и секциях.

Наталья Левицкая-Филиппова

Прислушивайтесь к своему ребёнку

Все дети абсолютно разные, поэтому привыкание к коллективу происходит в индивидуальном порядке. За мою педагогическую карьеру мне встречались разные дети.

Есть особая группа малышей, которые на вступительные туры прослушивания в коллектив приходят так, будто занимаются в ансамбле уже 2-3 года: ребенок никого не боится, легко знакомится со сверстниками, не стесняется педагогов. Нужно только помочь адаптироваться с точки зрения дисциплины в коллективе. В разных ансамблях, группах, секциях приняты свои правила и свои традиции, поэтому это задача педагога – заинтересовать малыша, объяснить правила поведения в коллективе.

Родители должны быть готовы к тому, что педагоги и тренеры будут воспитывать малыша, иногда делать замечания и проявлять строгость.

Особенно это касается спортивных секций и серьезных танцевальных ансамблей, где вопрос поведения на занятиях стоит очень остро. Это крайне важный момент, который родители упускают из виду:

без дисциплины и воспитания внутри коллектива невозможны достижения и развитие таланта ребенка.

В творческих направлениях – художественных и музыкальных школах, где занимаются детки с тонкой душевной организацией, педагоги особое внимание уделяют хрупкой нервной системе учеников и позволяют чуть больше, чем в других кружках, снисходительно относятся к рассеянности и забывчивости своих подопечных.

Другая категория учеников – домашние дети, которые привязаны к родителям и семье, менее социализированы среди сверстников. Такие малыши входят в коллектив плавно и мягко под чутким контролем педагога или тренера. Важно не настаивать и не давить на ребенка, а спокойно с двух сторон (педагоги, руководители коллектива или секции – с одной стороны, родители – с другой стороны) проводить с ним работу.

Например, достаточно распространенная ситуация, когда малыш в течение первого года посещения коллектива, искренне желая заниматься тем или иным видом спорта, творчества, плачет при входе в класс.

По своему опыту могу сказать, что особенно часто так бывает с домашними девочками, которым непросто расставаться с мамой на период занятия, даже несмотря на большое желание заниматься.

Для решения этой задачи мы всегда просим родителей проводить работу с ребенком дома, объяснять, что мама рядом, за дверью учебного класса, поддерживает своего любимого малыша, верит в его успехи и ждет рассказа о занятии.

Малыши остро нуждаются в поддержке семьи и акценте на то, что в них верят.

Со стороны педагогического состава в таких случаях мы практикуем индивидуальное время занятий для малыша. Например, мы знаем, что новенький в нашем коллективе пока еще не привык к одногруппникам, сложно переносит разлуку с мамой. В таких случаях ребенок сам решает, как долго будет длиться его урок, и как только кроха почувствует себя некомфортно и захочет прервать занятие, педагоги «Калинки» прощаются с ним до следующего занятия.

Иногда мы начинаем знакомство с танцами для домашних детей с 15-минутного урока, после короткого занятия ребенок уходит к маме, никто его не осуждает. Это позволяет выстроить доверительные отношения между педагогом и ребенком. В дальнейшем такие дети остаются уже на 20, 30, 40 минут и в конце концов привыкают к классу, педагогу и находят новых друзей.

Уважайте традиции коллектива

Внутри практически каждого кружка существуют свои традиции и праздники.

Старайтесь не игнорировать приглашения на внутренние праздники, поскольку это еще одна возможность помочь ребенку социализироваться.

Я рекомендую заранее уточнять о таких традициях при поступлении ребенка в коллектив.

Познакомьтесь с родителями внутри коллектива

Также действенный способ помочь ребенку адаптироваться в новом коллективе – познакомиться с родителями. Предложите им вместе провести выходные (сходить в музей, театр, парк).

Это прекрасная возможность сблизиться с родителями в неформальной обстановке, узнать о правилах и традициях коллектива или секции и познакомить малышей.

Вовлекайте в занятия друзей и родственников

Прекрасная тактика – вовлечь в занятия друзей и родственников ребенка, что поможет малышу быстрее привыкнуть к коллективу.

Также это удобно для родителей: можно по очереди водить детей на занятия, разгружая тем самым по очереди каждую семью.

Помните, что малышам очень важны эмоции, отношение к ним, поддержка и похвала взрослых. Поэтому, если ребенок чувствует внимание в группе от других детей и педагогов, если ему комфортно на занятиях, а дома он видит, как радуются его родители, процесс адаптации проходит быстрее и легче.

Фото: пресс-служба «Калинка им. А. Н. Филиппова»