Образование

3 ошибки, которые мешают привить ребенку любовь к чтению: колонка анонимной мамы

© VOSTOCK

Началась учеба, а вместе с ней – чтение книг, и часто – в добровольно-принудительном порядке. Правильно ли это?

Написавшая нам мама считает, что родители, стремясь увлечь ребенка книгами, достигают полностью противоположного результата.

Если у вас тоже есть, чем поделиться, пишите нам в редакцию (жмите на кнопку ниже)!

Мои дети любят читать, с интересной книгой могут засидеться допоздна. Я рада, но не делаю из этого предмета гордости или культа. Мало того, я не знаю никаких особенных секретов, помогающих привить любовь к литературе, и даже не уверена, что они существуют. Зато точно знаю, что может отвратить от книг раз и навсегда.

Принуждение к чтению

Сначала родители учат детей читать – чуть ли не в три года, не для школы, просто, чтоб умели. Потом начинается террор книгами: прочитай одну страничку, а после – мультфильм. Одну главу – и уж тогда гулять.

Книги становятся неприятной обязаловкой, невкусным супом перед мороженым: компьютерной игрой, мультфильмом, прогулкой. Ни о каком удовольствии не может быть и речи, побыстрее бы закончить, не вникая в смысл, пересказать, если требуется, и уйти.

Есть вероятность, что книга окажется настолько подходящей и так сильно заинтересует, что ребенок полюбит читать вопреки всему, но она крайне мала.

© VOSTOCK

Отсутствие личного примера

Моя знакомая после школы вряд ли прочла хоть одну книгу. Да и в школе не была поклонницей литературы. Есть в этом и плюс – она с любопытством смотрела «Анну Каренину», страшно переживая, чем там дело кончится. Но в целом ей невыносимо скучно проводить время с книгой.

При этом она стремится навязать эту форму досуга дочери.

Просто ради какой-то неведомой галочки: вот, все культурные люди имеют дома книги и ты, доча, почитай. Честнее и правильнее, мне кажется, попробовать самой понять книжную магию – пусть и одновременно с ребенком. Читать вслух, читать вместе, переживать, смеяться и хоть немного понимать, для чего нам вообще нужно пропускать через себя выдуманные истории из жизни выдуманных людей.

© VOSTOCK

Навязывание любимых детских книг

Читавшие запоем мамы – тоже не гарантия наследственной любви. Особенно, если у них есть твердое убеждение, что раньше трава была зеленее, а книги лучше. Они покупают дочкам «Джен Эйр», а сыновьям «Трех мушкетеров» и слышать не хотят о каком-то там Гарри Поттере или Перси Джексоне.

Однажды я наткнулась на эмоциональное обсуждение книг в родительской группе.

Одна из мама рассказывала, что дала ребенку обожаемого ей в детстве «Робинзона Крузо», а он вернул со словами, что скучно. Возмущенная мама взялась перечитывать – и согласилась.

Что тут началось! Каким пылким негодованием разразились остальные. Классика – это неприкосновенно, вечно и критике не подлежит. Пусть читает, трудится… Да, не взапой, не под одеялом с фонариком – но зато хорошие книги.

Это предубеждение работает не на любовь, а ведь она появляется лишь тогда, когда восторженно, с головой ныряешь в книжный мир, а не плывешь от бортика до бортика по свистку.

Гайдар, Майн Рид, Николай Носов и Даниэль Дефо хороши, но это – не единственные книги в мире.

И давать их лучше вместе, а не вместо современной литературы. Ведь любовь к книгам – очень личный путь, и начать его лучше вместе с ребенком.