13 компетентных ответов на вопросы родителей о детском чтении
Какими должны быть книги для первого чтения, как заразить ребенка любовью к книгам и сделать так, чтобы он читал самостоятельно, в интервью «Летидору» рассказала автор книг для младших школьников и педагог с 30-летним стажем Светлана Батырева.
Сейчас дети и пишут, и читают в компьютерах, планшетах и телефонах, а так хочется, чтобы они любили бумажные книжки… Или это уже несовременно?
Я абсолютно уверена в том, что первой книгой ребенка должна стать привычная нам бумажная книга. Ее можно взять в руки, полистать, рассмотреть иллюстрации. Эта книга не только выглядит по-другому, она даже пахнет по-особенному.
Для начинающего читателя такие тактильные ощущения очень важны.
Важно также видеть разворот книги, а не часть текста на экране гаджета.
А что делать, если ребенок не хочет читать, а только рассматривает иллюстрации в книжках?
То, что ребенок потянулся к книге и листает ее, разглядывает иллюстрации, — уже победа! Значит, книга ребенку интересна! Важно не упустить этот момент.
А читать кто будет?
Читайте также
Взрослые. Пока ребенок учится и осваивает этот нелегкий навык, он может потерять интерес к чтению и никогда не станет увлеченным читателем.
У родителей есть уникальная возможность не только помочь ребенку в этом деле, но и стать первыми людьми, которые откроют для него мир книг.
Для этого надо совсем немного — просто читать вслух.
И чем раньше вы начнете это делать, тем лучше. Пусть чтение станет вашей традицией, вашим общим делом.
Почему многие дети не хотят читать сами? Хотя любят книги и любят, когда им читают.
Навык чтения формируется достаточно медленно и непросто. А пока дошкольник читать не научился, ему это делать очень трудно. Да и не всегда получается прочитать все, что хочешь.
Как можно хотеть делать то, что не получается? Ребенок отказывается от самостоятельного чтения, а вот чтение взрослых слушает с удовольствием.
Какой должна быть первая книга?
Книги для первого чтения должны быть интересными, актуальными для ребенка.
В текстах должны отсутствовать непонятные слова и громоздкие конструкции. Обратите внимание на язык: хорошо, когда первая книга написана литературным языком без жаргонизмов.
Если ребенок читает самостоятельно, то тексты в этой книге должны быть небольшими (для начала — два-три предложения), шрифт крупный (18-й кегль).
Желательно, чтобы тексты были написаны на белом фоне, так удобнее читать и ничего не отвлекает от читаемого текста.
Иллюстрации! Большие и красивые, и при этом реалистичные. Как, например, в моем издании «Мечты». Это сборник простых рассказов для первого чтения.
Еще в первой книге должны быть короткие истории с интересным сюжетом. Здорово, если главный герой один (сквозной) — ребенку интересно, что же будет с героем дальше. И тогда можно читать «с продолжением». Сегодня одну историю, а завтра следующую.
Можно продолжить «общение» с книгой и после чтения:
– Рисовать иллюстрации к книге и сделать «Книжкин альбом»;
– Придумать продолжение истории, которую прочитали;
– Устроить домашний театр и показать спектакль по книге друзьям, родственникам, папе или бабушке.
Хорошо, когда чтение становится традицией. И неважно, когда вы будете читать ребенку — перед сном, днем или по выходным.
Главное, чтобы совместное чтение было регулярным и обязательно окрашенным положительными эмоциями.
Сколько времени в день нужно уделять чтению?
Получаса на первое время вполне достаточно. За это время можно и прочитать короткий текст, и обсудить прочитанное, глядя на иллюстрации.
А потом вы увлечетесь и не заметите, как время, проведенное за книгой, увеличится, растянется. Не нужно превращать чтение в тренировку. Чтение должно приносить удовольствие!
Уверяю вас, дети будут всю жизнь вспоминать те минуты, которые вы провели вместе за чтением книги.
Бывает, что и родители читают много, и книги в доме кругом хорошие, и традиции, и с удовольствием, а сам ребенок читать все равно ну никак не желает. Как тогда включать его именно в самостоятельное чтение?
– Заставлять точно не нужно.
Ребенка нельзя наказывать чтением — это очень опасно!
С ним надо договариваться. Например, «Давай договоримся, что будем читать каждый день! А время ты определишь сам». Пусть ребенок заводит будильник на 5, 10, 15 минут и читает до звонка. Лучше, если в это время вы тоже будете читать что-то свое.
С чего начинать самостоятельное чтение, если человек уже научился складывать слова в предложения?
Можно предложить ребенку прочитать сначала только название произведения. Весь рассказ прочитайте сами. Потом ребенок читает название и первое предложение. Потом — первый абзац и так далее…
Детям полезно именно вслух читать свои первые книжки? Проговаривать?
Да! Начинать нужно с чтения вслух, можно пальцем «вести под строкой» и произносить написанное немножко нараспев: «ма-а-а-а-ма мы-ы-ы-ы-ыла ра-а-а-а-а-му».
Какие ошибки родители чаще всего совершают, читая с ребенком?
У взрослых часто не хватает терпения дослушать чтение ребенка до конца. Хочется исправить, объяснить, «помочь». Не прерывайте ребенка, когда он читает. Не исправляйте в процессе чтения, не одергивайте, не старайтесь сразу объяснять значение всех непонятных слов.
Дайте ребенку прочитать все до конца, терпите!
А вот после чтения можно спросить, всё ли было понятно.
Родители забывают хвалить ребенка. Любое проявление самостоятельности и интереса в чтении не должно остаться незамеченным. Пусть ребенок чаще слышит:
– Как хорошо, что ты предложил прочитать эту книгу! – Как хорошо ты читаешь! – Я очень люблю читать с тобой вместе!
Что такое «осмысленное чтение»?
Это когда человек читает и понимает прочитанное. Важно не то, сколько слов в минуту ребенок прочитает — мы не на спортивной площадке и не пытаемся побить мировой рекорд по бегу — а то, сделает ли он это с удовольствием.
Выяснить, понимает ли ребенок прочитанное, можно, если обсуждать с ним текст, задавать по нему вопросы.
Что делать, если ребенок дома читает, а в школе — нет?
Надо выяснить, почему так происходит, поговорить с учителем. Может быть, ребенок стесняется читать перед одноклассниками.
А может быть, вы — причина его неудач. И он боится не оправдать ваших ожиданий…
Например, если вы подгоняете ребенка, чтобы он читал быстрее, когда болезненно реагируете на неудачи, когда ждете только высоких результатов.
Многие дети к началу первого класса уже бегло читают. Что делать, если ребенок НЕ читает, отправляясь в школу?
Родителям — брать книжку в руки и читать ребенку. Задача родителей — расширение читательского кругозора ребенка, развитие его речи. Родители могут увлечь ребенка чтением, показать, что книги — это здорово!
И если ваш ребенок не научился читать до школы, он обязательно научится этому в школе под руководством специалиста — учителя начальных классов.
Фото: пресс-служба издательства Clever, Shutterstock/VOSTOCK