10 недостатков системы образования в России
Знали ли вы, что в Италии родители обязаны обеспечивать детей до тех пор, пока те не обретут полную финансовую самостоятельность? Подрастающее поколение вполне довольно таким порядком вещей, ведь учиться в Европе можно хоть до 60 лет, зависая пятилетками на одном курсе или получая третье высшее образование.
Впрочем, далеко за примером ходить не обязательно – в российской образовательной системе также немало пробелов, которые превращают детей в вечных инфантильных школьников и отбивают у них все желание учиться и работать.
Балльная система оценки
«Какую оценку ты получил сегодня?» – именно этот вопрос чаще всего задают школьникам родители. Представителей советского поколения, как правило, не интересует, что было на уроке и о чем рассказывал учитель, а вот оценки для них важны. Дети быстро привыкают к такому подходу, и вот уже сами знания теряют свою ценность, на первый план выходят лишь «тройки» и «пятерки». Правило «вызубри, сдай, забудь» работает как в школе, так и в вузе и сводит на нет весь смысл обучения.
Строгая программа
Как решать математическую задачу, сколько ног у паука и что хотел сказать автор произведения – ответы на эти и другие вопросы у учителя, безусловно, есть, и он не даст ученикам отступить от «правильной» версии ни на шаг.
Если при изучении точных наук это еще допустимо, то вот гуманитарные предметы при таком подходе изучаются гораздо хуже. Школьникам просто не дают шанса высказать свое мнение или подискутировать на различные темы.
Одинаковый набор предметов
Как часто в повседневной жизни врач вычисляет косинус угла, продавец делает синтаксический разбор предложения, а программист ищет созвездие Лебедя на ночном небе? Уж точно не каждый день, однако, по мнению составителей учебной программы, эти и другие знания должны пригодиться каждому ребенку. Вот и проклинают технари литературу, а гуманитарии – формулы. Определившись в старших классах с профессией и необходимыми для ее освоения предметами, школьники вынуждены тратить время на изучение ненужных предметов.
Отсутствие профориентационной практики
В СССР было принято водить детей на производства и знакомить с работой, в Соединенных Штатах практикуют «родительский день» для знакомства с различными профессиями, а вот современные российские школы оставляют вопрос профориентации на усмотрение самих учеников. А ведь возможность узнать о специальности из первых уст – неоценима.
Минимум творчества
Сделать упражнение, выучить параграф, решить задачу – от стандартного обучения веет тоской и обыденностью. Крайне редко преподаватели задают подготовить доклады или рефераты, да и для них темы и список литературы оговариваются заранее.
Про стенгазеты, исследования, проекты и видеопрезентации в большинстве школ забывают. А ведь интересной может быть не только подача материала, но и домашняя работа, выполненная школьником.
Каждый сам за себя
Кем бы ни решил стать школьник, ему в любом случае придется работать с людьми. Даже легендарный одиночка – путешественник и телеведущий Беар Гриллс – прибегает к услугам оператора, что уж говорить про рядовых юристов и экономистов?
Умение работать в команде, столь необходимое в зрелой жизни, увы, абсолютно не прививается в школе. Каждый самостоятельно делает свои задания, пишет контрольные и отвечает у доски. Разумеется, некоторые школы практикуют шефскую помощь, но полноценной командной работой это назвать нельзя. А ведь объединяться в группы и совместно добиваться цели можно не только на уроке физкультуры.
«Перетаскивание» из класса в класс
Наличие в классе детей, оставленных на второй год, портит отчетность не только учителю, но и всей школе. Вот и тащат из класса в класс откровенно отстающих учеников. Минусы подобного подхода очевидны – ребенок не усваивает знания и «тормозит» остальных ребят, а к переходному возрасту и вовсе начинает бравировать своим статусом второгодника, осознанно срывая уроки и подавая не самый лучший, но очень заразительный пример.
Учитель всегда прав
Несмотря на то, что в современных школах все больше молодых педагогов, настроенных на диалог с ребенком, основная масса учителей все еще придерживается весьма суровой доктрины. Даже ошибающийся преподаватель никогда не признает свою ошибку и уж точно не даст школьнику отстаивать собственное мнение.
Видимо, по этой причине сочинения с альтернативными взглядами на произведение удостаиваются низкой отметки. В результате во время обучения от инициативы ребенка остается лишь тень.
Отсутствие совместного досуга
На переменах школьники утыкаются в смартфоны, а после занятий разбредаются в разные стороны, не перебросившись и парой фраз, – именно такую картину сейчас можно наблюдать в большинстве школ. Совместные походы в театр, кино или выезды в лес с ночевкой остались в далеком прошлом. Разумеется, педагоги и без того загружены работой, но, может быть, стоит сделать хоть что-то, чтобы школьники не относились к процессу обучения столь безрадостно?
Стандартизация мечты
«Правильно, Петров, не слушай меня, смотри дальше в окно – на завод тебя и с тройками возьмут», – частенько повторяет учитель.
А что, если Петров хочет пойти на завод и стать, например, кондитером? Высмеивая и принижая «немодные» рабочие специальности, учителя невольно закладывают в детские головы культ «больших боссов» – людей, которые «делают деньги».
Написанные почти семьдесят лет назад строки о том, что все профессии хороши сегодня теряют свою актуальность, причем во много, именно с подачи педагогов.
Автор: Екатерина Мухина