Новости

Улучшить речевые навыки детей можно задолго до того, как они научатся говорить

Если «натренировать» ребенка отличать речь от других окружающих звуков, в будущем это поможет ему быстрее овладеть родным языком и успешнее выучить иностранные.

78494629.jpg

Первые месяцы жизни, когда малыши только начинают отличать человеческую речь от всех остальных окружающих звуков, больше всего подходят для первых тренировок речевых навыков детей. Это ускорит развитие областей головного мозга, ответственных за восприятие и формирование речи ребенка. К такому выводу пришла исследователь Эйприл Бенасич (April Benasich) из Университета Рутгерса в Ньюарке (Rutgers University-Newark). Ее статья опубликована в Journal of Neuroscience.

По словам г-жи Бенасич, маленькие дети постоянно «сканируют» пространство вокруг себя, выделяя звуки, которые могут являться речью человека. Благодаря этому в возрасте от 4 до 7 месяцев у малышей в слуховой области головного мозга начинают формироваться прелингвистические акустические карты, которые в дальнейшем лягут в основу формирования речевых навыков ребенка. Акустические карты представляют собой скопления соединенных между собой нейронов, позволяющих малышу автоматически распознавать звучащую человеческую речь. Чем более развиты эти участки головного мозга, тем быстрее ребенок овладеет родным языком и тем успешнее в будущем будет осваивать иностранные языки.

Исследователь разработала специальную программу для 4-месячных детей, которая в случайном порядке генерирует различные звуки, включая отдельные слоги или слова, произнесенные на родном для ребенка языке. Каждый раз, когда ребенок каким-либо образом реагировал на звуки, относящиеся к человеческой речи, он получал награду – короткое красочное видео. Со временем ребенок начинал быстрее и точнее реагировать на речь человека, несмотря на то, что задание постепенно усложнялось, а длительность речевых отрывков сокращалась до нескольких секунд.

В возрасте 7 месяцев младенцам из экспериментальной группы были проведены МРТ и электроэнцефалография головного мозга. Их результаты сопоставили с результатами обследования детей того же возраста, не проходивших подобный звуковой тренинг. Результаты показали, что «натренированные» дети гораздо быстрее и активнее реагировали на речь, а их акустические карты оказались более развитыми. Более того, в возрасте 18 месяцев эти дети овладели речью гораздо успешнее, чем сверстники из контрольной группы, а в возрасте 3-5 лет продемонстрировали более успешное обучение иностранным языкам.

Г-жа Бенасич подчеркивает, что подобный тренинг может в особенности помочь детям, страдающим замедленным речевым развитием. Эта патология наблюдается у 8-15 процентов маленьких детей и обусловлена недостаточным развитием акустических карт слуховой области головного мозга.