Российские ученые назвали главные отличия современных подростков от советских
Исследование провели ученые из Психологического института Российской академии образования. Эксперты сопоставили психологические характеристики современных подростков и их сверстников из 1989 года.
«Проведенное исследование — это попытка сравнить и проанализировать два поколения российских подростков: детей и их родителей, временной интервал между которыми не превышает 30 лет. Так получилось, что это подростки разных для нашей страны исторических эпох, и теория поколений не может дать ответы на вопрос о том, чем же конкретно они отличаются друг от друга», — рассказал РИА Новости директор института Павел Сергоманов.
Согласно полученным данным, представители современной молодежи стали более амбициозными, они рассчитывают на достижение высоких целей, больше ценят себя.
Самую большую разницу между поколениями родителей и детей ученые видят в нежелании последних брать на себя ответственность.
Современные подростки предпочитают перекладывать ее на других.
Читайте также
«Это свидетельствует не только об их неготовности к принятию важных жизненных решений, но и о том, что современное общество не требует от детей личной ответственности, максимально ограждает их от самостоятельности и инициативных действий. В этом смысле современные подростки адекватны обществу, в котором они растут, равно как и советские подростки были адекватны требованиям своего общества», — объяснила происхождение этой психологической характеристики заведующая лабораторией научных основ детской практической психологии Психологического института Алла Андреева.
Также молодое поколение больше предпочитает жить настоящим.
«Жить в настоящем предпочитают свыше 40 процентов респондентов, что, по-видимому, также соответствует тенденции удлинения подросткового периода, отмечаемой многими современными исследователями. Они рассматривают свой нынешний возраст как мораторий на принятие "взрослых" решений, к которым они не готовы, говорят о том, что переживают сейчас лучшие годы своей жизни», — отметила Андреева.
Советские подростки относились к себе преимущественно равнодушно, тогда как у нынешних старшеклассников отношение к себе более эмоционально насыщенное.
В исследовании принимали участие подростки из Москвы и Подмосковья 1974 и 2014 года рождения. Ученые в обоих случаях пользовались единой методикой и сравнивали такие показатели, как самооценка, уровень ответственности, основания выбора образовательного маршрута и жизненного пути, эмоциональное отношение к учению и другие.
Эксперты надеются, что результаты, полученные при сравнении поколений, помогут родителям и школьным учителям лучше понимать детей, а подросткам — лучше понимать себя.
Фото: Depositphotos