Новости

Модель "матери-тигрицы" не улучшает успехи детей

Ученые выяснили, что дети тех родителей, которые придерживаются слишком строгих ("тигриных") методов воспитания, более склонны к депрессии и к низкой успеваемости в школе.

 
Когда книга профессора Йельского университета Эми Чуа "Боевой гимн матери-тигрицы" вышла в свет в 2011 году, она вызвала волну обсуждений среди читателей и критиков, а в особенности среди психологов и экспертов. 

Книга "Боевой гимн матери-тигрицы" представляет собой что-то вроде ироничной автобиографии, в которой автор рассказывает о процессе воспитания своих двух дочерей. Воспитание состояло из ежедневных многочасовых музыкальных занятий, ограничений и запретов (например, девочкам запрещалось долго спать), а также наказаний за оплошности. Правда, впоследствии Чуа признается, что, возможно, ее методы воспитания были не совсем правильными.

Однако, история Эми Чуа говорит о том, что азиатско-американские родители, конечно, очень строги и требовательны, зато дети у них вырастают гениями.

Под сомнение эту гипотезу поставила группа ученых из Техасского университета под руководством Су Ён Ким. Ученые изучили более 300 азиатско-американских семей. Большинство родителей были выходами из Гонконга и Южного Китай, и помимо места рождения их объединял еще и низкий уровень образования. 3/4 детей были рождены в Америке. Исследование длилось 10 лет.

В исследовании родителей попросили ответить на вопросы о методах воспитания в их семьях.

Существует традиционная классификация стилей воспитания, появившаяся в 1960-х. Согласно этой классификации, есть три стиля воспитания : разрешительный, авторитетный и авторитарный. Разрешительный тип характеризуется теплотой отношений ребенка и родителей и низкими требованиями родителей к ребенку. Авторитетное воспитание – сочетание высокой требовательности и теплоты отношений, а авторитарное воспитание - сочетание высоких требовательности, принуждения и низкой теплоты отношений. 

Однако взаимоотношения в азиатско-американских семьях ученые оценили по новым параметрам , которые, по их мнению, больше соответствуют стилю восточно-азиатской семьи. Такие параметры, как "теплота отношений", "доверительность" и "демократичность", были отнесены к положительным. А "враждебность", "психологический контроль", "карательные меры" - к отрицательным. Авторы выделили четыре стиля воспитания: _"поддерживающий" стиль, _характеризующийся высокими показателями по позитивным параметрам, "спокойный" - средними показателями и по позитивным и по негативным параметрам, "тигриный" - высокими показатели по позитивным и негативным параметрам и "жесткий" - высокими показатели по негативным параметрам и низкими по позитивным. В общем-то, эти стили, по сути, мало чем отличаются от традиционного европейского подхода, но, с точки зрения ученых, включение типа  "родителей-тигров" возможно, т.к. оно основано на критерии "стыда": родители-тигры не стыдятся своих жестких методов воспитания.

Несмотря на уже сложившийся образ строгих азиатско-американских родителей (в частности, образ сложился и благодаря Эми Чуа), в исследовании больше всего было "поддерживающих" родителей. "Спокойных" и "родителей-тигров" было примерно одинаковое количество. А на последнем месте оказались родители "жесткие".

Ученые выяснили, что лучшие результаты, в число которых входили такие параметры, как уровень образования, успеваемость, чувство долга по отношению к семье, симптомы депрессии и пр., показали дети тех родителей, которые придерживаются "поддерживающей" тактики воспитания. Вторыми по результатам оказались дети "спокойных" родителей. Что касается мам-тигриц, то их дети чувствовали себя более отдаленными от родителей, были склонны к депрессии, имели низкий средний балл в школе.

Источник: www.slate.com