Кино для всей семьи: 7 любимых фильмов Эльдара Рязанова
Фото: кадр из фильма «Карнавальная ночь»
За свою шестидесятилетнюю карьеру Эльдар Рязанов успел снять более десятка документальных и без малого 30 художественных фильмов. Эти картины стали культовыми и до сих пор сохраняют популярность и зрительскую любовь. Талантливый Рязанов сочинял стихи и романсы, писал сценарии, сам играл в кино и продюссировал работы. Letidor вспомнил самые дорогие сердцу зрителей фильмы великого Эльдара Рязанова, ушедшего из жизни.
«Карнавальная ночь» – праздничная феерия
Первой картиной, принесшей молодому режиссеру Эльдару Рязанову бешеную популярность, стала «Карнавальная ночь». В 1956 году фильм получил статус лидера проката, картину успели посмотреть без малого 50 миллионов зрителей по всему Советскому Союзу.
Один из первых теле-мюзиклов повествует о том, как веселые работники Дома культуры вопреки мнению строгого директора решают выпустить свою специально подготовленную программу с чечеточниками, музыкантами и певцами, разнообразив привычную советскую встречу Нового года яркими красками. «Танечка», «Песенка о хорошем настроении», «Пять минут» и другие музыкальные темы, прозвучавшие в фильме, стали фольклором - они до сих пор популярны.
Эльдар Александрович часто брал на главные роли малоизвестных актрис. В «Карнавальной ночи» свой билет в вечную славу получила Людмила Гурченко, впервые появившаяся на широком экране.
Режиссёры, в фильмах которых снимались их жёны
10 фильмов о первой любви, которые стоит показать детям
7 сентября 1962 года, в день 150-летия Бородинского сражения Отечественной войны 1812 года, на экранах кинотеатров вышла комедия «Гусарская баллада». Считается, что прообразом кавалериста-девицы Шурочки Азаровой, переодевшейся корнетом, чтобы защищать Родину наравне с мужчинами, была Надежда Дурова. Первая женщина, ставшая офицером русской армии, выдала себя за 14-летнего подростка, чтобы объяснить, почему ее «зовут юнцом безусым».
В фильме барышня скрывала свой пол, чтобы исподтишка позлить жениха, который ее не узнал и пытался избежать предстоящей свадьбы.
Персонаж поручика Ржевского в исполнении Юрия Яковлева обрел всенародную популярность именно после рязановской комедии. Он стал героем сотен пьес, стихов и бессчетного количества анекдотов и юмористических историй. А юная Лариса Голубкина именно в роли Шурочки Азаровой дебютировала в кино.
5 фильмов, которые помогут ребенку полюбить школу
Как снять свой собственный фильм о семье
Звездный актерский состав и необычная городская легенда об угонщике – Робин Гуде, который ворует у спекулянтов и мошенников, перечисляя деньги в детские дома, сделали фильм «Берегись автомобиля» одним из самых популярных за всю историю советского кино. В ролях отметились Иннокентий Смоктуновский, Олег Ефремов, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Евгений Евстигнеев и многие другие советские актеры, не пренебрегшие даже появлением в эпизодах.
Сценарий фильма долго был под запретом – в Госкино опасались, что, вдохновившись поступком Юрия Деточкина, граждане начнут угонять друг у друга машины. Но Эльдар Рязанов справился и с этим, придумав оригинальный поворот сюжета: следователь Максим Подберезовиков хочет отпустить борца за справедливость, но Юрий Деточкин буквально сам себя сажает в тюрьму.
Примечательно, что И. Смоктуновский и О. Аросева появляются в кадре за рулем, поэтому им обоим пришлось сдать на права. Причем троллейбус, который водит Люба в фильме, настоящий, а все пассажиры – не массовка, а случайные участники съемочного процесса, прокатившиеся по Москве в 1965 году.
10 фильмов, которые лучше уроков географии
Экранизация «Бесприданницы» А. Островского с Никитой Михалковым и Ларисой Гузеевой, впервые получившей роль в кино, вышла в прокат в 1984 году. Это необычайно успешная попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра, ведь фильм стал одной из самых любимых зрителями мелодрам. Романсы разучивали наизусть, а саму картину пересматривали десятки раз.
Душевное и тонкое воплощение классической истории о бедной девушке, выбирающей жениха «по средствам и по душе», читатели журнала «Советский экран» назвали лучшим фильмом года, несмотря на то, что критики разнесли его в пух и прах! В отместку Эльдар Александрович даже дал имя одного из недоброжелателей отрицательному герою своего следующего кино.
Драматичная история любви от Островского и в действительности чуть было не закончилась трагедией в реальной жизни. По сюжету, муж-неудачник Карандышева (Андрей Мягков) пытался догнать пароход «Ласточка», на котором от него сбежала любимая женщина. Актер подплыл слишком близко к лопастям. В результате лодка провалилась в образовавшуюся воронку, и Мягкову чудом удалось спастись.
8 трогательных фильмов о Великой Отечественной войне
Мелодрама «Вокзал для двоих» заставила сопереживать героям Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили не только весь Советский Союз, но и поляков, австралийцев и французов. Историю о случайном знакомстве столичного пианиста и простой буфетчицы представили в основной программе Каннского кинофестиваля в 1983 году.
Особенно трогательную и эмоциональную финальную сцену возле колонии, куда главный герой отправляется, взяв на себя вину жены за сбитого насмерть пешехода, актеры сыграли, едва зная друг друга. Басилашвили и Гурченко познакомились за 10 минут до начала съемок, а первой снимали именно сцену прощания.
Особый акцент в картине Рязанов сделал на вокзалах - Витебском и Московском в Ленинграде, Рижском в Москве. Кроме того, в фильме снялся и сам режиссер. Эльдар Александрович по традиции написал стихи к заглавной песне и сыграл эпизодическую роль замначальника железнодорожной станции.
Сложно найти на постсоветском пространстве кого-то, кто не был бы знаком с «нашей мымрой», Людмилой Прокофьевной Калугиной и безынициативным, посредственным сотрудником статуправления, отцом двоих детей Анатолием Ефремовичем Новосельцевым. История любви начальницы и подчиненного, сумевшего разглядеть в суровой и равнодушной «старухе» молодую, чуткую женщину, полюбилась нескольким поколениям зрителей.
«Служебный роман» стал еще одним фильмом года по версии журнала «Советский экран», его увидело пол страны – почти 60 миллионов зрителей! И это единственная картина, в которой Эльдар Рязанов не согласовывал актеров с худсоветом, а сам утвердил их на роли и даже позволил импровизировать. Например, романтический ужин главных героев в исполнении Андрея Мягкова и Алисы Фрейндлих полностью построен на экспромте. Эльдар Александрович лишь направлял актеров, и в итоге отснял материала аж на два фильма, оставив за кадром еще немало удивительно смешных и комичных сцен.
«Каждый год 31 декабря мы с друзьями…» смотрим «Иронию судьбы, или С легким паром!». Этот культовый фильм, ставший символом предновогоднего вечера наравне с мандаринами и елкой, впервые вышел на экран в 1975 году. Именно с тех пор его и показывают каждый год примерно в одно и то же время.
«Какая же гадость эта ваша заливная рыба!», «на правду нельзя обижаться, даже если она горькая», «я мечтал об этом всю свою сознательную жизнь», «это не дом, а проходной двор какой-то!» - за сорокалетнюю историю существования кинокартины ее разобрали на сотни крылатых фраз, в память врезались диалоги и тексты песен, которые, к слову, поют не сами актеры. Вместо А. Мягкова использовали голос С. Никитина, а вместо Б. Брыльски – Аллы Пугачевой, но их имена не указали в титрах.
Женя Лукашин, Надя, Ипполит стали родными для каждого россиянина. И Эльдар Рязанов, создатель удивительно ироничных и актуальных во все времена фильмов, навсегда останется с нами – верными зрителями.