Новости

Дети начинают учиться говорить задолго до произнесения первых слов

Когда младенцы слышат речь, у них активируются те же моторные области коры, что и у взрослых во время разговора.

486937757.jpg

Изучение работы головного мозга показывает, что во время слушания у взрослых людей активируются моторные зоны коры. Эти зоны являются важной частью единого речевого механизма, они играют ключевую роль в координации речевых движений. Ученые из Университета Вашингтона в Сиэтле (University of Washington, Seattle) смогли показать, что эти зоны активируются у семи- и одиннадцатимесячных детей, которые еще не способны произносить слова. Возможно, это означает, что мозг ребенка закладывает основу для развития речи задолго до ее артикуляции. Немаловажным обстоятельством здесь является воздействие окружающих звуков, в первую очередь, говорящих на родном языке родителей.

Примерно до 8 месяцев дети мало способны отличить родную речь от иностранной. Они реагируют на ударные, вокализированные участки речи, воспринимая остальное как посторонний шум. К концу периода гуления ребенок уже способен воспринимать звуки, не выделенные голосом, и в этот же момент мозг ребенка начинает фокусироваться на звуках и тембре голоса окружающих его людей. В конечном счете ребенок полноценно отличает родной язык от иностранного на слух, но как именно происходит этот переход, известно мало.

Патрисия Кюль (Patricia K. Kuhl) и коллеги изучили восприятие родных (английских) и не родных (испанских) звуков у 57 детей 7 и 11 и 12 месяцев. С помощью магнитоэнцефлографического (МЭГ) сканирования исследователи изучили активацию разных зон коры головного мозга при обработке звуковой информации. Им удалось заметить, что активируются области верхней височной извилины, зона Брока и мозжечок – участки, вовлеченные в планирование моторных речевых движений.

Активация зон головного мозга у 7-месячных детей происходила однотипно, вне зависимости от того, речь на каком языке они слышали. Однако у детей постарше характер активации менялся. К 11-12 месяцам чужая речь стала вызвать больший отклик в моторной зоне, что исследователи объяснили большими усилиями, необходимыми для расчета возможных речевых движений по выговору новых звуков. Разница, обнаруженная у детей разного возраста, указывает на то, что моторные области коры играют роль в переходе на улучшенное восприятие родной для ребенка речи.

Результаты, полученные Кюль и коллегами, лишний раз указывают на важность непосредственного общения родителей с детьми. Без каких-либо внешних проявлений детский мозг обрабатывает слова, произносимые родными людьми, и готовится к тому, чтобы говорить в ответ. И хотя до первого слова остаются еще месяцы, для ребенка это время проходит очень насыщенно.