Тренды в детской моде
Откуда берутся тренды в детской моде, как влияет цвет одежды на взаимопонимание полов, насколько небезопасной может быть пижама, какие сложности есть в профессии дизайнера одежды для детей? Об этом и многом другом "Летидору" рассказали дизайнеры, стоящие за брендом одежды OmamiMini – две русские девушки из Лос Анджелеса и Нью-Йорка: автор одного из самых авторитетных русскоязычных блогов о дизайне omami.ru Оля Омами и иллюстратор и графический дизайнер Мetropolitan Museum of Art Наташа Милешина.
О трендах в детской моде
О.: С одной стороны, точно также как во взрослой моде, есть агентства, которые диктуют или предсказывают тренды грядущего сезона (как правило, за год), выпускают подробные аналитические исследования с конкретными рекомендациями от общей концепции до цветовой палитры и паттернов. Хотя это достаточно искусственная проекция, многие крупные бренды, особенно масс-маркет, им следуют. С другой стороны, детская мода гораздо свободней и дизайнерские бренды могут вдохновляться чем угодно, не стараясь шагать с кем-то в ногу, и это в отличие от оригинальничаний в одежде взрослой, приемлемо.
Я очень люблю калифорнийские бренды Mini & Maximus — у них ужасно крутые принты, смешные и не слишком детские, они делают их в сотрудничестве с местными иллюстраторами и художниками; и Zuzii — делающие просто идеальную кожаную обувь для детей без лишних деталей и очень стильную. Из европейских — голландский Just Bo со сплошным черно-серым монохромом, очень качественным трикотажем и без единого принта; а также шведские Mini Rodini и Shampoodle, где принты как раз присутствуют, но хорошие и в меру.
Изначально я исходила из своих желаний и потребностей: мне хотелось, чтобы мой ребенок был одет так, как я одеваюсь сама. В реальности это возможно только частично, по всяким техническим причинам: например, воротник-стоечка не подходит детям лет до 2-3-х, поскольку у них шея совсем коротенькая.
Прекрасные и простые в уходе синтетические ткани пришлось тоже пока отложить — большинство потребителей все же предпочитает хлопок; определенные пуговицы мы не смогли использовать из-за наличия в них свинца и так далее. Кроме того, в Америке существуют очень жесткие и не всегда логичные стандарты безопасности детской одежды. Большинство из них произрастают из разнообразных судебных разбирательств и, в результате, перестраховывают и производителей и родителей, что вселяет известную долю спокойствия, но местами ограничивает творческий полет. Например, завязки на любой детской одежде для детей до 2-х лет не могут быть функциональными, и не должны превышать 8 см. Пижамы из хлопка должны плотно прилегать к телу, поскольку хлопок легко возгорается; была целая история с ребенком, который спал под лампой и, якобы, пижама его начала тлеть. Ребенок не пострадал, но свободные пижамы в Америке теперь можно делать только из полиэстра. Либо маркировать пижаму как "домашнюю одежду". Ну и, наконец, все изделия проверяются на отсутствие формальдегида, фталата и свинца.
О.: Есть два подхода к детской одежде - кто-то считает, что детям надо дать полную свободу выбора, и пусть они хоть со штанами на голове ходят, только бы не задеть в них творческое начало и вообще личность; и второй подход, который мне ближе, заключается в том, что вкус и стиль надо воспитывать, так же, как мы не дадим ребенку есть шоколад с утра до ночи, несмотря на то, что это может как-то идти в разрез с их (детей) предпочтениями.
Я стараюсь одевать дочь просто, стильно, такой мини-Jil Sander. Только теперь в гардеробе прибавилось вещей из нашей коллекции и есть из чего выбрать. Мне важно, чтобы одежда легко надевалась и легко снималась, потому что мою дочь приходится одевать, бегая за ней по дому; требовала минимального ухода - никаких изнуряющих глажек и химчисток, но при этом не выглядела как домашняя или спортивная.
О.: Недавно прочитала дотошнейшую книгу на тему искусственности гендерного разделения цветовых предпочтений, под названием Pink and Blue: Telling the Boys from the Girls in America. Примерно до 50-х годов не было вообще разделения на розовый для девочек, голубой для мальчиков. Временами законодатели моды диктовали даже строго обратное. Розовый считался более энергичным и ярким цветом, подходящим для мальчиков, тогда как голубой интерпретировали как нежный, сдержанный и девичий.
До 18-го века девочек и мальчиков до 6-7-ми лет и вовсе было принято одевать в платье, причем белое - из практических соображений: в платье удобней менять пеленки, а белый можно отбеливать до бесконечности. Нейтральность одежды была удобна также поскольку ее носили несколько поколений, неважно какого пола. Постепенно разделение стало настолько повальным, и автор приводит тому целый ряд причин, от конспирации производителей детской одежды до появившейся возможности узнавать пол ребенка до его рождения, что сегодня девочки, если дать им выбирать, скорее выберут розовый сами, но совсем не потому, что они как-то расположены к этому с рождения, а потому что до определенного возраста, детям просто хочется быть как все.
К счастью, в последние два-три года, происходит постепенный отказ от всепобеждающей розовизны и в одежде и в игрушках для девочек, но нейтральным, боюсь, он не будет еще очень долго.
Н.: В итоге, когда приходишь в магазин, часто не из чего выбирать — все вещи для девочек розовые, так как они намного лучше покупаются, и нет смысла делать другие цвета. Замкнутый круг. То же самое происходит и с игрушками — ты бы и рад купить белое или черное трюмо, даже зеленое, но ты в меньшинстве — так что выбирай, розовое или пурпурное.
Еще есть момент сексуальности одежды для маленьких девочек, что немного пугает, так как пользуется успехом — это и леопардовые бикини для годовалых младенцев и акцент попы на штанах (с надписью ли стразами, с рисунком кошечки) и туфельки на каблуках, и, логическое продолжение: маникюрные наборы для трехлеток, блеск для губ и краска для волос в детских салонах. Все, как у мамы. Есть мнение, что именно из-за слишком раннего разделения девочек и мальчиков с помощью одежды, игрушек и прочих разнополовых радостей позднее возникает много трудностей в общении между полами. Они не играли вместе, они не понимают друг друга, они совершенно разные, что и внушалось с самого начала.
О.: Калифорния, особенно южная, на мой взгляд, гораздо более расслаблена и толерантна к любому стилю - здесь вечные каникулы, отпуск, курорт, праздник, засвеченный горизонт и ленивые морские котики. Всем очень мало дела до того, что надето на окружающих. Это не является каким-то очевидным статусным маркером, поскольку большинство предпочитает удобство, скажем, актуальным мегатрендам. В почете мягкий (а еще лучше экологически чистый) трикотаж, свободный крой и нейтральные цвета. Причем это необязательно как-то неряшливо, и в большинстве случаев вполне стильно.
Н.: В Нью-Йорке внешний вид имеет очень большое значение, тут все — бизнес, движение, бесконечные гонки и соперничество. Не обходит это и детей, разумеется. Нью-Йоркские дети одеты строго, стильно, и явно не для возни в песочнице. Они с рождения ходят на йогу и на концерты, в рестораны и музеи.
Они ловят такси с трех лет, в пальто, беретке, рубашечке, ботиночках и брюках/плиссированной юбке с сумочкой на запястье, копируя стиль родителей. Няни выгуливают полугодовалых младенцев в жилетках с твидовыми брючками или темно-синих платьицах, все очень чинно и чисто.
(Мне кажется тут мы обе немного утрировали, но в целом примерно так)
О.: Дети, по-моему, как кипячение молока, плохо совместимы с чем-либо. Одна из моих любимых блогерш Джой Чоу (ака Oh Joy!) разразилась недавно замечательным постом на тему баланса личной и профессиональной жизни, прекрасным и очень нетипичным в свой откровенности. Суть его сводится к тому, что большинство людей, чья жизнь снаружи выглядит вполне идеальной во всех отношениях, делающих блестящую карьеру, самостоятельных, талантливых, энергичных, состоящих в безупречном браке, с красиво одетыми детьми и свежим маникюром на всех 20ти пальцах - на вопрос "как вы со всем этим справляетесь", должны бы, по-честному, отвечать - никак.
О.: Поскольку я, по сути своей, двухколесный велосипед, который хорошо балансирует в движении, а, чуть притормозив, заваливается на землю и лежит, мне скорее требуется некоторое усилие, чтобы не работать все время. А поскольку делать перерывы все же необходимо, очень помогают какие-то внутренние правила: вроде, никаких мейлов с утра до кофе. Чтобы не забыть список дел от малых до великих, очень помогает приложение для айфона под названием Carrot. Это довольно жесткая напоминалка, то и дело отпускающая саркастичные напоминания о несделанных делах, крайне капризная в плохом настроении (когда долго ничего не делается) и милая как букет котят в хорошем.
Еще, хотя, возможно, это несколько упадническая практика, я коллекционирую истории неудач людей, которые в итоге достигли успеха: Генри Форд, например, обанкротился 3 раза, прежде чем начал делать машины. Соичиро Хонду не взяли работать инженером в Тойоте. Будучи безработным он начал собирать мотоциклы. Спилберга три раза не принимали в университет его мечты, USC. Дайсон создал больше 5000 прототипов своего пылесоса, прежде чем пришел к коммерчески успешной модели. Просто, чтобы напомнить себе, что неудачи это не какой-то знак свыше и не причина все бросить и уйти в монастырь. И что истории тотальных неудач - это, в основном, истории людей, которые перестали пробовать еще раз. А когда ничего не помогает я иду бегать. У меня нет каких-то марафонских амбиций и не возникает от бега никакой эйфории, просто это хорошо отключает мозг и включает программу "я могу". И, наконец, конечно, очень помогает арбуз. И зефир. И пломбир!