Я знаю, как приучить детей к дисциплине: 5 простых методов от мамы двойняшек
Валерия Чекалина (она же Лерчек — @ler_chek) — известный блогер с миллионной аудиторией, создательница бренда Letique и мама очаровательных двойняшек Богдана и Алисы.
В своей колонке на «Летидоре» Лерчек рассказывает о своих методах воспитания и об отношении к родительскому доминированию.
Если говорить о нас с Артемом, то мы скорее справедливые, чем строгие родители. Раньше у нас были четкие роли в семье: я — строгая мама, Артем — добрый папа. Со временем мы поняли, что такое разделение нерационально и даже немного абсурдно, ведь когда мама запрещает, то двойняшки, естественно, бегут к безотказному добряку — папе.
Наверняка многие поймут меня, как непросто в семье (особенно большой) прийти к какому-либо консенсусу, вплоть до принятия решений. Я долго пыталась донести до отца своих детей, что надо быть заодно.
Как общаться с двойняшками
Перед тем, как поделиться с читателями своим родительским опытом, хотелось бы добавить в эту колонку еще один маленький пункт (звездочку) о двойняшках.
Двойняшки — это дар, который судьба преподносит не каждому родителю.
Это двойная радость и двойная ответственность одновременно. Подход к воспитанию в таких семьях должен быть не только уникальным (как и у всех семей с детьми), но и вдвойне особенным. Двойня с рождения находится в непрерывном взаимодействии, между ними невероятная связь, которую только они и улавливают. Богдан и Алиса — две отдельные личности.
Я выделила для себя следующие нюансы, важные во взаимодействии с двойняшками:
- Лучше всего обращаться к двойняшкам по отдельности и давать максимально непохожие имена, а не как любили в советском союзе — Паша+Саша или Даша+Маша.
Дети плохо запоминают свои имена, поэтому очень важно называть их по имени с самого рождения всегда и везде.
-
Надо исключить местоимение «мы». Объясняю почему. Когда «мы» вместе, то мы — одно целое, а в случае с «близнецовыми мы» — это автоматически брат+сестра. Таким образом у детей изначально НЕ выстраиваются личные границы, они растут более слабыми и безвольными. Это очень важный пункт!
-
Чаще всего растущие вместе дети выбирают разные хобби. И это, хочу заметить, великолепно. Так они, опять же, повышают свою собственную значимость: получают новую социальную роль, заводят новый круг общения и занимаются каждый своим любимым хобби.
-
Пожалуй, главная особенность в правильном воспитании двойняшек — это их корректное разъединение, разделение на роли «сестра» — «брат», «девочка» — «мальчик», «спортсмен» — «музыкант» и т.д.
Что делать нельзя
Мы с мужем никогда не кричим на детей и не применяем силу. Обо всем можно договориться на словах. Мнение детей для нас очень ценно, и мы всегда его учитываем.
Независимо от нашей культуры, возраста, социального круга и религиозных убеждений, мы должны отдавать себе отчет в том, что добро порождает добро, а насилие порождает насилие. Ребенок беззащитен и не может ответить взрослому на жестокость, если таковая присутствует, поэтому он либо принимает игру и терпит, либо ждет момента, когда вырастет и отыграется на других, более слабых (чаще всего так и происходит).
Какими бы благими ни были ваши намерения, как бы вы ни считали, что суровое наказание преподаст урок вашему чаду — такие методы не работают!
Как приучить детей к дисциплине
Я открыла для себя несколько конструктивных способов приучения детей к дисциплине. Хочу поделиться основными из них с вами.
Установите и четко объясните детям свои правила
Пусть они знают, что от них хотят. Обязательно аргументируйте свои требования спокойно и внятно. При возникновении воспитательных моментов эмоции лучше убрать, уступив место аргументам и фактам.
Читайте также
Ответьте на надоедливые вопросы «зачем?», «почему?», «что?», «как?». Объясните, что будет в случае несоблюдения правил со стороны ребенка.
Если правила будут нарушены, обязательно примените меру, о которой вы договаривались, — договор дороже денег!
Не забывайте хвалить ребенка за хорошее поведение
Это чуть ли не самый важный момент в дисциплине. Для вас это практически ничего, а вот для ребенка, который еще не знает себе цену и не понимает, что хорошо и что плохо, поощрение — магический инструмент.
Дети будут ассоциировать свое хорошее поведение с похвалой.
Берите паузу
Не нравится то, что делает ваш ребенок? Возьмите тайм-аут. Отправьте его побыть наедине с собой в какое-нибудь скучное место без телефона, айпэда и без вас!
Но ненадолго! Важно, чтобы он не почувствовал себя брошенным. В противном случае он либо обидится насовсем, либо будет периодически устраивать концерты не для слабонервных.
Корректируйте свободу действий
Если ребенок накосячил, то можно немного ущемить его свободу, например ограничить время гуляний или отменить визит его друзей к вам домой.
Разумеется, это нужно делать только в благих целях и не перебарщивать — только до поры, пока он не осознает, что не так.
Лишайте удовольствий
Что любит ваше чадо? Телевизор, тик-токи, стрелялки или мороженое в ведрах? Смело лишайте!
Чадо должно осознавать, что право пользоваться благами и кайфовать он получит только при соблюдении определенных условий (см. пункт 1).
Еще одна звездочка с названием «взятка». Не подкупайте своего ребенка сладостями игрушками, обещаниями и другого рода завлекухами. Поощрения работают отдельно, без взяточничества.
Не создавайте условий для торговли своим хорошим поведением. А то чуть позже возле вас окажется маленький манипулятор.
Дети — маленькие мы. Вспомните, ведь нас тоже воспитывали. Каждый из нас хоть раз в жизни думал — «Бедная мама» или «Как я ее понимаю». Родительский труд — это старания и действия, которые намного выше любых слов. Ни одна на свете книга не даст тех знаний, которые вы получите на своем личном опыте в роли родителя.
Фото: личный архив Валерии Чекалиной