Дом и ребенок

Универсальные игрушки для маленьких детей

Универсальные игрушки для маленьких детей

Игрушки – не просто забава для маленьких, это феномен, отражающий популярные тренды современной культуры. . Ценность игрушек как инструмента, развивающего детей социально, умственно и физически, никак нельзя недооценивать. Как педагог и родитель я часто спрашиваю себя: как покупные игрушки влияют на «интеллектуальную», «духовную» и «ментальную» диету нынешних детей?

«Магазин игрушек»… два волшебных слова, от которых у многих поколений детей блестели глаза, наполняясь мечтательным туманом. Поход в «Детский мир» – волшебная экскурсия туда, где живут велосипеды, куклы, плюшевые медведи, грузовики, наборы посуды и кукольной мебели. Игрушки для маленьких детей – не просто забава, это феномен, отражающий популярные тренды современной культуры. Когда-то на полках царствовали оловянные солдатики, немецкие куклы и авиамодель, сегодня – гаджеты, коллекционные фигурки мультперсонажей, тематические наборы «Лего» и роботы.

Ценность игрушек как инструмента, развивающего детей социально, умственно и физически, никак нельзя недооценивать. Однако так же как мы выбираем, чем кормить ребенка на ежедневной основе – фаст-фудом и вредными чипсами или сбалансированной здоровой пищей, в случае с игрушками у родителей есть выбор. Как педагог и родитель я часто спрашиваю себя: как покупные игрушки влияют на «интеллектуальную», «духовную» и «ментальную» диету нынешних детей?

Большинство подрастающих малышей вне зависимости от дохода семьи, места рождения, так или иначе будут взаимодействовать с игрушками, - яркими, пластиковыми, коммерческими, интерактивными. Благодаря активному продвижению, рекламе и мерчендайзингу такие игрушки становятся популярными и хорошо продаются. Открытым для меня остается вопрос, лучший ли это ресурс для развития, и, главное, эффективный ли?

Несекретные материалы

Много десятилетий назад «отец» идеи детского сада Фредерик Фребель совершил настоящую революцию в дошкольном образовании, заявив, что дети должны иметь доступ к физическим объектам для развития. Талантливый немец разработал несколько пособий, которые назвал «дарами», включавший эстетически привлекательные вязаные мячики, кубики, набор геометрических тел.

Идею обучающих материалов продолжили Мария Монтессори, Пэтти Смит Хилл и Рудольф Штайнер. Каждый из этих известных педагогов-теоретиков предложил свой взгляд на то, с чем должны играть дети, какими должны быть игрушки – из натуральных материалов, приятными на взгляд и на ощупь. Мария Монтессори сделала материалы с обратной связью: ребенок мог сам себя проверить и скорректировать.

Заслугой Кэролин Пратт стало появление в детских заведениях универсальных или «открытых» ресурсов, то есть,  материалов, с которыми можно фантазировать, манипуляции с которыми ограничены лишь фантазией играющего. Вода, песок, мука, глина, бельевые прищепки, краски, картонные коробки, камни, пуговицы, шерстяные нитки, пустые пластиковые бутылки, прищепки, кухонная утварь и посуда, костюмы для переодевания – типичные «открытые» или «универсальные» игрушки. В отличие от этих материалов раскраски, пазлы и многие другие коммерческие игрушки не дают возможности импровизировать, и являются «закрытыми», их применение ограничено замыслом создателя.

Десятки лет дети играли с домашней утварью, старыми ведрами, камнями и палками, варили «кашу» из листьев. За два последних десятилетия произошел сдвиг: хорошей игрушкой стали считать специально предназначенную для игры, с обучающим и развивающим элементом стерильную и безопасную вещь. Кембриджский профессор Алмквист (Almqvist), один из авторов монографии о роли игрушек в развитии детей раннего возраста, призывает и вовсе отказаться от термина «развивающая» игрушка. Госпожа Алмквист считает, что обучение стимулируют самые разные объекты, а не те, которые относят к развивающим и «умным».

Вопрос о том, что считать игрушкой вообще решают дети: если они играют с объектом и используют его для игры, значит, это игрушка. Игра – неотъемлемая привилегия и право детства. В игре, согласно советскому психологу Выготскому, мысль отрывается от вещи: кусок дерева начинает играть роль куклы, палочка становится лошадью. В свободной игре воображения рождается воля ребенка, развивается язык и интеллект.

Дети познают мир, манипулируя с его объектами. Действия младенцев и годовалых карапузов по отношению к этим внешним объектам могут казаться взрослым случайными и неосмысленными, на самом деле являются научными, творческими и почти всегда ориентированными на результат. Оперируя с предметами, дети создают знание об окружающем мире.

Не случайно обстановка и интерьер в детских яслях и садах итальянского города Редджио Эмилия создается лучшими дизайнерами и архитекторами. Разнообразные материалы для творчества и манипуляций находятся в свободном доступе на открытых полках.

Помимо традиционных паззлов, кубиков, кукол и костюмов для переодевания, дети используют бумагу, природные материалы, глину, краски, а также разнообразные побочные продукты производства – как бы "мусор": пробки, стеклянные баночки, пластиковые бутылки, трубки из-под капельниц, рулоны, картонные конусы, обрубки дерева, пни, стружку, крышки, катушки от фабричных ниток, ящики из-под молока, обрезки тканей и многое другое.

Универсальные материалы для игры дают детям больше возможностей задействовать воображение, фантазировать и творить вместе, самовыражаться. Так, однажды утром в наш детский сад привезли набор пластиковых ящиков из-под молока.

За неделю дети построили корабль, полевую кухню, магазин, дом, полосу препятствий – и все из десятка обычных ящиков. Через месяц привезли несколько старых шин, из которых мы соорудили клумбы, мини-бассейн, стройку с грузовиками и карьер. Дети также использовали ящики и шины для физического развития: катая шины, прыгая по ящика и шинам, перенося их с места на место. Ни один коммерческий снаряд не дал бы столько возможностей для игры и манипуляций.

Поскольку спрос на открытые и универсальные ресурсы растет, в Австралии появились специализированные магазины, которые забирают у фабрик отходы производства, и оптом продают материалы в школы и детские сады. Внешне магазины «как бы мусора» Reversed Art Truck, Reversed Gargage, Reminda выглядят невзрачно, зато внутри – просто горы креативного добра. Огромный пакет всякой всячины стоит 60 долларов.

Некоторые вещи можно брать бесплатно или почти даром.

Губки – цилиндры можно использовать в качестве печатей для рисования, кирпичей для строительства, в качестве колес для машин и других деталей для поделок.

Из картонной коробки, картонных катушек из – под ниток, губок и фольги мы соорудили вот такого робота.

Картонные цилиндры и бочонки идеально подходят для хранения «как бы мусора», для выращивания цветов, а также барабанов. Достаточно обтянуть такой цилиндр кожей, резиной или плотной бумагой (бумажной тарелкой) – и барабан готов. Кожаные обрезки кольца – материал для плетения, создания узоров, развития мелкой моторики – их можно нанизывать на деревянную палку.

Пластиковые банки и бутылки можно использовать в качестве емкостей для брызгалок, выдавливающихся красок, мыльных пузырей. Они также идеальны для объемных поделок и в качестве обучающего ресурса в игре в парикмахера, доктора или аптеку.

Обрезки дерева и доски пригодятся для игры с кубиками, чтобы строить мосты, перекрытия, автотрассы. На досках можно рисовать, выжигать. Ткани нужны для сенсорного развития ребенка, из обрезков можно мастерить игрушки для маленьких детей, мешочки с песком, при оформлении кукольных домиков и аппликации.

То, как дети используют винные пробки, соломинки, палочки от мороженого, пуговицы и стружку, зачастую поражает воображение даже опытных творцов взрослых.

Навскидку в качестве открытых материалов можно также использовать обрезки ковра, линолиума, тканей, кольца от салфеток, свечки, марблс, бусы, стекло, обработанное морем. Чтобы стимулировать фантазию к мелким деталям нужно добавить соединяющих материалов – скотч, изоленту, скрепки, резинки, шерсть, провода и пластилин.

В общем, то, чем можно одну деталь прилепить к другой. Чем разнообразнее выбор материалов для игры, тем мощнее вы стимулируете воображение, творческое мышление и креативность. Рядом с креативным вторсырьем обязательно рядом должны лежать инструменты: ножницы, клей, дыроколы и диспенсер с клейкой лентой. Ракушки, галька, камни, веточки, деревяшки, цветы, лепестки, шишки, перья, орехи, желуди, листья разной текстуры прекрасно дополнят используемые повторно материалы.

Утилизованные клавиатуры, пульты, насосы, фонари, телефоны, компьютерные мониторы, шланги от пылесоса, руль и колеса от велосипеда можно использовать в ролевых играх, в так называемом «домашнем уголке».

Выбирая материалы для свободной игры и поделок, позаботьтесь об их безопасности: острые края зашкурьте, избегайте использования токсичных материалов, из старых электроприборов уберите штепсели.

Игру с открытыми материалами можно немного структурировать: например, с помощью концепции «корзинка сокровищ». Идею волшебной корзинки (The treasure basket) придумала Эленор Голшмид (Elenor Goldschmied). Корзинка наполняется не коммерческими игрушками, а разными интересными материалами для детей, которые еще не умеют ходить. Сидячие дети до года очень любопытны, но еще ограничены в передвижении и самостоятельном доступе к объектам внешнего мира.

Такая корзинка позволяет карапузам делать выбор, с чем и как играть. В среднем, семимесячные малыши проводят за такой корзинкой до получаса. Что кладут в корзинку? Деревянную ложку, колокольчик, раковину, морскую губку, кусок ткани, свежий лимон, в общем, все, что может быть безопасным, но интересным для малыша.

Еще один любопытный подход используют в раннем развитии под названием «игровой поднос» (playtray). Для этого собирают разную траву, камешки, фигурки животных и создают им среду обитания на подносе. В нашем саду мы сделали с помощью вторсырья и глины свою червяковую ферму – червяков из глины лепили сами дети.

В английском языке есть пословица: «то, что мусор для одного, сокровище для другого». Развивающие материалы и игрушки для маленьких детей из «как бы мусора» не только дают детям возможность выразить себя творчески, создать что-то необычное и прекрасное, стимулируют фантазию, но и учат заботиться об окружающей среде, находить вещам новое применение.