Учиться дистанционно
Электронный журнал для инвалидов "Ассоциация PRO" в ближайшее время планирует запустить образовательную интернет-платформу, которая будет содержать в себе школьные уроки, вспомогательные материалы, аудиозаписи, упражнения, адаптированные под потребности детей с аутизмом, синдромом Дауна, несовершенным остеогенезом и ДЦП. Подробнее об этом проекте "Летидор" узнал у главного редактора журнала и организатора образовательной платформы Ирины Резцовой.
- Расскажите, как пришла идея такого проекта?
- На самом деле, это даже не идея, а потребность детей с инвалидностью в доступном образовании. Сейчас, на фоне активного внедрения инклюзивного образования в школы, появляется острая проблема адаптировать абсолютно все категории детей с инвалидностью под режим обычной школы.
Разумеется, это не представляется возможным, так как дети разные, и особенности у них тоже разные. В своей работе мы тесно сотрудничаем с родителями таких детей, которые очень хотят дать своим детям качественное образование, несмотря на тяжелую форму инвалидности ребенка или отсутствие транспорта, который помог бы отвезти его в школу. Что мы для них делаем? Мы разрабатываем техническую платформу для детей, которая позволяла бы ребенку-инвалиду в любое время получать знания по школьной программе в условиях адаптированной специально для его особенностей системы. Это сложная работа, ибо особенности у детей очень разные.
- А когда планируются запуск этой интернет-платформы?
- Сейчас она находится в стадии разработки. Говорить о сроках сейчас пока рановато. Дело в то, что в этом проекте многое зависит от внедрения дополнительных функций, которые как раз и отвечают за выбор режима освоения школьной программы, для детей с разным уровнем развития, например, отдельно для ребенка с аутизмом или отдельно для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
- Каким образом вы реализуете этот проект? Кто Вам в этом помогает?
- Платформу мы разрабатываем своими силами. Кроме того, с помощью портала Планета.ру мы сейчас активно собираем финансовые средства, которые необходимы на закупку платной и надежной интернет-платформы, а также на программные продукты, что позволит добавить функциональности образовательному сервису и адаптировать школьную программу для отдельной категории детей с инвалидностью. Мы не стремимся охватить абсолютно все и сразу. В первую очередь, платформа рассчитана на детей с ДЦП, синдромом Дауна, с аутизмом, нарушениями опорно-двигательного аппарата и на "хрупких" детей (с диагнозом несовершенный остеогенез). Но это вовсе не значит, что мы не будем адаптировать систему под других детей с инвалидностью. Мы надеемся, что постепенно мы будем дарить путевку в жизнь всем детям-инвалидам, которые по тем или иным причинам, не имеют возможности посещать школу.
- Это не единственный проект вашего агенства?
- Наша организация - Агентство социальных медиа - занимается разработкой и внедрением медийных и просветительских проектов, которые имеют социальное значение. Основной проект, с которого, собственно, и началась жизнь нашего агентства - это электронный журнал для инвалидов "Ассоциация PRO". Презентация журнала состоялась в ноябре 2011 года в Госдуме. С тех пор журнал расширялся, менялся, и по сей день продолжает выполнять свою миссию. Кроме того, нами разрабатываются и другие интересные интернет-платформы социального значения. Журнал, на самом деле, является ядром всех других наших проектов, поэтому, безусловно, все последующие проекты так или иначе связаны именно с инвалидами. Кстати, над созданием нашего журнала трудятся молодые инвалиды, которые вынуждены были заниматься самообразованием, чтобы поступить в ВУЗ. И сейчас к помощи и информации нашего сайта обращаются более 25 тысяч постоянных пользователей.
- Чем будет отличаться ваш проект от уже существующих?
- Если говорить об образовании для инвалидов как об идее для стартапа, то, отмечу, что косвенные аналоги есть в зарубежных странах. Не так давно на проблему образования обратили научные лаборатории при ВУЗах и у нас в стране. Правда, в конечном итоге, результат научных разработок этих лабораторий выглядит не так, как видим свой результат мы. В основном, это разработка роботов для детей, которые заменяют их присутствие в школе. Да-да, это настоящий робот в виде мальчика или девочки, который присутствует на уроках, передвигается по коридорам школы и осуществляет многие другие человеческие действия. Но у таких роботов есть две существенные проблемы. Они ломаются. И если вдруг создается нестандартная ситуация, например, сбой в системе робота, конструкция замирает и ее приходится чинить. Если учесть, что создание обходится разработчикам очень дорого, где-то 1 миллион рублей за 1 единицу, то ремонт робота, очевидно, тоже требует немалых вложений. К сожалению, это интересное изобретение не каждая школа может себе позволить. Да и родители тоже не готовы финансово вложиться, чтобы ребенок так дорого дистанционно присутствовал в школе. Наша же интернет-платформа будет отличаться, прежде всего, доступностью и наглядностью. Мы создаем платформу для конкретных детей с конкретными особенностями развития, чтобы они потом, освоив знания школьной программы, могли самостоятельно поступить в высшие учебные заведения.
- Каким образом ребенок сможет сидеть и обучаться за компьютером, если у него проблемы с координацией движений? Понадобится ли такому учащемуся какой-то технический арсенал?
- Первое, что понадобится ребенку - это желание учиться и регулярность занятий. Как правило, у детей с нарушением опорно-двигательной системы есть уже специальные приспособления, которые помогают им работать за компьютером.
- А по окончании дистанционного курса будет ли выдаваться сертификат?
- Самый лучший сертификат, который мы можем дать детям - это успешно сданный ЕГЭ в школе, где он прикреплен. Думаю, другие сертификаты ему не нужны, если есть путевка в достойное будущее.
- Смогут ли учащиеся в дальнейшем получить и высшее образование?
- Да, этот вопрос мы как раз сейчас решаем. Скорее всего, для детей-инвалидов наша платформа будет в качестве вспомогательного проекта в отношении ВУЗов. Хотя нынешний школьный проект как раз направлен на подготовку к поступлению в вуз, и, как следствие, возможность учиться в институте.