Дом и ребенок

Свой бизнес: прощай, офис!

Свой бизнес: прощай, офис!

Алина Валиева, основательница интернет-магазина, дала 10 советов, как открыть свой бизнес, начав работать на себя.

Алина Валиева, основательница интернет-магазина и модной марки «Мы команда!», рассказала о том, почему она решила отказаться от размеренной жизни офисного работника и перейти в мир бизнеса:

– Когда родился мой первый ребенок, мне очень понравилась возможность гулять в светлое время суток, покупать в магазинах без очереди, ездить в удобное время, когда меньше всего пробок. В то время я была руководителем службы поддержки в крупной IT-компании. Но теплота местечка и финансовая стабильность не перевесили мое желание открыть свой бизнес.

1. Честно признаться себе, чем вы хотите заниматься

Я перебрала несколько вариантов. Даже начала писать бизнес-план на тему открытия детского сада на дому. В тот далекий 2007 год практически не было интересных детских учреждений, развивалок, как сейчас они называются. Монтессори и все остальные пришли в каждый спальный район Москвы потом. Мамам было достаточно скучно, не хватало клубного общения. Но я вовремя поняла, что я очень люблю своего сыночка, а других детей не очень. И не стала открывать детский сад.

дети.jpg

Идея с одинаковой одеждой для детей и родителей мне буквально приснилась. Я не могла уснуть, пока не продумала все детали. Утром вынесла свой «бизнес-план» на семейный совет. Семья меня поддержала и дала карт-бланш, а заодно и небольшой стартовый капитал. Название «Мы команда!» придумалось тоже почти сразу. Знакомый дизайнер дал несколько советов, как сделать логотип.

Чтобы о нас как-то узнали, я выходила в форумы. Сначала спрашивала людей, как они относятся к идее одинаковой одежды для детей и родителей. В то время тренд не был так широко распространен, как сейчас. И многие спрашивали: «А зачем это надо?». Я выкладывала ссылку с красивыми семейными фото и люди понимали, что это мило и ново, и делали заказы.

Мы всегда кладем в заказ маленькие подарки и упаковываем все в красивые сумочки из органзы. Стараемся выполнить индивидуальные потребности (такой же, но с перламутровыми пуговицами), постоянно расширяем ассортимент и создаем вещи на разную ценовую категорию. Поэтому наши покупатели становятся нашими друзьями, приходят в магазин снова и снова.

До момента выхода на прибыль я затратила около 10 тысяч долларов. Стартап пришелся на кризисные 2008 и 2009 годы. Я старалась тратить деньги крайне аккуратно, чтобы не наделать ошибок. Возможно, будь у меня бОльшая сумма стартового капитала, бизнес развивался бы быстрее. Но мог бы и быстрее свернуться. Сейчас я уже точно знаю, на что и как нужно тратить деньги. Отработаны модели, понятен спрос, выработаны бизнес-процессы. Уже не так страшно закупать ткани крупным оптом, как это было в самом начале. Года через два в пересчете на час я стала зарабатывать примерно столько, сколько и в офисе. Но, конечно, не получается работать 8 часов. Да, наверное, и не надо.

Когда стало понятно, что бизнес будет иметь успех, встал вопрос о регистрации юридического лица. Мне очень советовали зарегистрировать ООО. Как аргумент приводили то, что с ИП не работают крупные магазины и вообще это не солидно. Кроме того, в случае банкрота у меня не заберут мое имущество. Для регистрации ООО нужно было внести уставной капитал 10 000, госполшину. Кроме того, ООО не может в любой момент снять деньги со своего расчетного счета. Большие кредиты я брать не собиралась. До крупных магазинов тогда тоже было далеко. Поэтому я зарегистрировала ИП и ни разу об этом не пожалела.

Есть одна хитрость по работе с банками. Обычно банки за снятие денег с расчетного счета берут комиссию с юридических лиц и не берут с «физиков». Я нашла банк, в котором перевод между счетами делается без процентов. Открыла карту на физ. лицо, подключила интернет банк. Теперь, чтобы снять честно заработанные деньги, делаю бесплатный перевод с юр. лица на карту физ. лица. Все расчеты веду через интернет банк.

Я постоянно себе ставлю цели. Вначале я посчитала, что нужно разнообразить ассортимент. Чтобы люди, пришедшие на сайт, могли выбрать то, что нравится. Довели ассортимент до более 500 наименований. Сейчас перед компанией стоит задача улучшить качество. За последний год мы сделали большой рывок в этом направлении. Но пострадало наполнение склада. Из-за более строго контроля некоторые партии приходится отправлять в производство на доработку, и не всегда на складе есть нужное количество товара. Иногда клиентам приходится ждать. Что, конечно, меня очень расстраивает.

Сейчас у меня успешный бизнес и трое детей. Если бы я работала в офисе, я не смогла уделять детям достаточно внимания и времени. Дома лучше. Например, сегодня делала образцы брошей для новой коллекции и параллельно занималась с дочкой английским. Дети у меня занимаются в нескольких кружках и секциях. Старший сын ходит на плавание. Средняя дочь – на фигурное катание. Вместе они ходят на футбол, английский театр и рисование. И почти не ходят в сад, так как там я не вижу особого развития для них. Стараюсь оставлять их дома и обучаю их сама.

Быть с ребенком.jpg

Домашние дела я передала, как это модно сейчас говорить, на аутсорс. Никогда не любила мыть полы. Но приготовление еды осталось за мной. Часто мы готовим вместе со старшими детьми. Очень увлекательно и познавательно для них. Многое научилась делать более эффективно. Например, пока дети на футболе в фитнес центре, я иду к косметологу. Во время готовки накладываю на лицо маски из овощей и фруктов. Поход в магазин совмещаю с прогулкой. А когда еду в машине, слушаю бизнес-книги в аудиоформате.

Моя команда – это моя мама, которая занимается производством и иногда пишет интересные заметки в наши группы в соцсетях. Это моя сестра, которая общается с клиентами по телефону. Мой супруг занимается техническим развитием интернет-магазина. Мой младший брат иногда помогает с доставкой товара. А золовка, в свободное от основной работы время, исполняет обязанности курьера. Моя любимая свекровь очень успешно правит необходимые для бизнеса файлы. В общем, у нас семейный бизнес, как в Италии.

Чтобы заниматься и семьей, и бизнесом, надо, чтобы по обоим направлениям были надежные тылы. В какой-то момент я поняла, что один человек не может делать все одинаково хорошо. Я написала на бумажке, что мне не нравится делать и постаралась передать эти функции другим людям. Например, я ненавижу уборку и мытье посуды. Поэтому ко мне приходит женщина, которая убирается, и на кухне стоит посудомойка. Готовить я люблю. У меня есть целая система быстрого, вкусного приготовления еды, которой я делюсь у себя в группе. Последнее влияние в этой области на меня оказала книга «Французские дети не плюются едой», советую почитать тем, кто не знает, как приучить детей есть салаты.

Суперсемья.jpg

Няню я долгое время не брала. Я обожаю возиться со своими детьми. Но сейчас я понимаю, что мое участие не всегда обязательно. Например, довести ребенка до школы и забрать обратно. Поэтому у нас теперь есть няня на неполный рабочий день.

В бизнесе у меня такой же принцип делегирования. Сначала я отдаю то, что мне не интересно. Обычно это скучная, однотипная работа. Первое, что я не стала делать – это непосредственно пошив. Затем я передала часть рекламных функций фрилансерам. Например, написание статей. Некоторое время я возила заказы сама, мне хотелось узнать своих клиентов. Сейчас это делают курьеры. Хотя иногда, если заказ недалеко от дома, я могу и отвезти, пообщаться с клиентами, держать руку на пульсе. Сбор заказов при низком качестве пошива – очень интеллектуальная задача. Потому что на кладовщике лежит ответственность за то, чтобы клиенту не попали некачественные вещи. Здесь до сих пор требуется мое участие, и сейчас я изо всех сил стараюсь его минимизировать.

В семейных делах мне помогают муж и мои родственники. Мама, свекровь, сестры. Если случаются авралы или другие дела, которые невозможно отложить, я всегда могу позвонить кому-нибудь и попросить посидеть с детьми.

Но самое главное условие успешного существования моего бизнеса в том, что я люблю свое дело. Я обожаю придумывать новые модели одежды. У меня такое ощущение, что они кружатся вокруг меня постоянно. А когда от покупателей приходят благодарности и нежные семейные фото, я чувствую себя самой счастливой на свете.