Светлана Загорная: "Помощи может быть сопричастен любой"
О том, как форум родителей вырастает до собственной благотворительной общественной организации, рассказала Светлана Загорная, вице-президент и координатор проекта «Мамы Казани».
– Светлана, как начинался проект «Мамы Казани»?
– В 2006 году в интернете появился сайт «Мам города Казани». Это был большой форум, где общались родители, в основном мамы, будущие и настоящие. Обсуждалось все – развитие, здоровье детей, детсады, школы, поликлиники, подготовка к беременности и многое другое. В какой-то момент стали появляться темы о помощи семьям в трудной ситуации – участники форума собирали одежду, продукты, подгузники, помогали решать правовые вопросы. Темы выделились в большой раздел, в котором появились свои активисты. С 2007 года эти активные товарищи сдали действовать вместе, пока как добровольцы. С 2009 года организация зарегистрирована официально.
За это время мы сделали многое. Провели несколько акций. «Сухая попка» – собирали в гипермаркетах города питание и средства гигиены для нуждающихся детей; «Помоги здесь и сейчас» – сбор помощи для детей, оставшихся без попечения родителей; «Разные дети – одинаковые мечты», посвященную вопросам семейного устройства и помощи детям-сиротам; благотворительные ярмарки работ детей из детских соцучреждений. При участии автоклубов города был организован автопробег «Поможем детям вместе» по сбору помощи для детей-сирот. Была акция «Помоги собраться в школу» – сбор канцелярских товаров и необходимых для школы вещей для воспитанников приютов и детских домов.
– Что наиболее актуально в вашей деятельности сегодня?
– Сейчас основным проектом организации стал проект «Подари им любовь» – помощь детям, оставшимся без родителей. С 2006 года мы собирали и привозили в больницы и дома ребёнка средства гигиены и питания для малышей без мам, и столкнулись с тем, что подгузники, собственно, некому менять, некому учить играть в игрушки, читать книжки и т.д. Попросту не хватает рук у медперсонала. В больницах ситуация серьёзно усугубляется – малыши, не имеющие родителей, после сложнейших операций или во время тяжёлых болезней находятся в палате одни, возраст детей чаще всего до года-двух! К ним, конечно, подойдут, покормят, но кто успокоит, погладит, будет следить за сном и дыханием, почитает книжки, поиграет, кто будет рядом всегда?
И мы стали набирать добровольцев для ухода за детьми, и нянечек. Первые привлекаются для создания связей с учреждениями, для игр, прогулок, проведения развивающих занятий. Вторые выполняют основную работу в больницах. Они там, где сложно выполнить работу добровольцам – работают по чёткому графику, регулярно и посуточно.
Мы ищем добровольцев и для других акций проекта – организации мероприятий, праздников и мастер-классов для детей, и нам постоянно помогают люди разных профессий. Это художники, музыканты, актёры, педагоги, психологи, журналисты и люди самых разных профессий, желающие помочь личным участием. За год число помощников доходит до тысячи человек! Этим развенчивается миф, что благотворительность – это только помощь финансового характера. Любой человек может быть сопричастен к помощи, кто-то действительно может пожертвовать средства, помочь своим профессионализмом, а кто-то может подарить немножко своего времени, любви, тепла и заботы…
– ** Почему «Мамы Казани» из сообщества людей, объединенных одной идеей, стали общественной организацией? Что дало юридическое оформление?**
– Общественная организация с регистрацией юридического лица – это вопрос «взросления» добровольческого сообщества, принятие определённых обязательств, дополнительная ответственность, систематизация деятельности. С юридическим оформлением изменилось отношение к нам со стороны власти и бизнеса, появилось и много других преимуществ, в том числе и возможность получать субсидирование и гранты на реализацию проектов.
– Какова ваша личная мотивация, как вице-президента, координатора, участвовать в деятельности «Мам Казани»?
– Все, кто к нам приходит, принимают близко к сердцу затёртую фразу «чужих детей не бывает», вкладывая в неё особый и более глубокий смысл, который только усиливается и усиливается со временем при общении с детьми, не имеющими родителей. Мы понимаем, как их много и насколько им не хватает внимания, и понимаем, что это неправильно, что так быть просто не должно. Иногда возникает ощущение абсурда – ребёнок не должен быть вне семьи, вне любви, вне внимания и заботы! Поэтому, когда меня спрашивают о моей мотивации, я могу сказать: случилось так, что я узнала этих детей, узнала много самоотверженных людей, готовых свои свободные часы и минуты безвозмездно отдавать и отдавать чужим детям. А когда знаешь, то это уже сильная мотивация к действию.
Рассказывают волонтеры
Айгуль Хазиахмедова:
В годы студенчества в просторах интернета я нашла организацию с теплым и искренним названием «Мамы Казани». И началось мое участие в акциях, которых было у них, к слову, немало. С первых минут нахождения среди таких удивительных людей, беззаветно отдающихся своему любимому, но очень непростому делу, во мне все крепло и крепло то желание поделиться, которое и привело меня к «Мамам».
Узнала о проекте «Подари им любовь», и в один поистине прекрасный день решилась – пришла в больницу к ребенку. Спустя час пребывания с малышкой пришло осознание: самое сложное – это не как поменять подгузник или как покормить, самое трудное – как не привыкнуть… Эти детки настолько изголодались по простой человеческой любви, настолько хочется поделиться с ними частичкой своей теплоты, что возникает дилемма – как приласкать, обогреть малыша, но не навредить, ненароком не сделать так, чтобы твой уход стал для него еще одной психологической травмой.
Не скажу, что сейчас я не привязываюсь к этим деткам. Это невозможно, ведь ты делишься с ними частичкой себя. Но это «привыкание-отвыкание» проходит не так болезненно, начинаешь осознавать – ты пришел к этому ребенку ненадолго и тебе нужно сделать так, чтобы ему было тепло с тобой и психологически комфортно без тебя.
Петрова Ирина:
Я стала волонтером проекта «Сестринский уход» полтора года назад. Благодаря участию в проекте я постепенно начала осознавать непреложные истины, связанные с воспитанием детей. Например, к выводу, что для ребенка-грудничка общение со взрослым жизненно необходимо. Ребенок, лишенный тепла и заботы в первый год жизни, начинает отставать в физическом и умственном развитии, у него появляются серьезные проблемы с налаживанием контактов с окружающими людьми.
К сожалению, у волонтеров «Сестринского ухода» тоже бывают проблемы и главная из них – это привыкание к ребенку, желание быть рядом с ним после выписки из больницы. Меня она тоже не обошла стороной. Одним прекрасным майским днем я приняла из реанимации трехмесячную девочку Катю, она находилась на искусственной вентиляции легких. Кислород подавался ей через трахеостому, следовательно, плакать в голос она не могла – ее просто не было слышно. Трахеостома требовала постоянного очищения, иначе ребенок начинал задыхаться. Мы с медсестрами не спали всю ночь, но эта ночь так сблизила меня с Катей, которая, в общем-то, совсем не хотела жить и бороться, а только синела и задыхалась каждый раз при попытке заплакать. Можно сказать, что я каждые пару часов уговаривала синеющую малышку: «Живи, дыши, дорогая, ты мне нужна!!!» Сейчас Кате уже больше года, но мне по-прежнему очень тяжело вспоминать о ней и держать себя в руках.
Надежда Зарипова:
Есть люди, которые плывут по течению жизни – и это нормально. У них свой жизненный уклад, твердый план на каждый день и они не отступают от намеченного. Есть и другие, которым не безразлична боль других, которые ложатся и просыпаются с мыслью, что кому-то нужна их помощь, что кому-то может быть сейчас очень трудно, и они бросают клич таким же небезразличным людям. Люди читают призыв о помощи и кто-то спешит помочь, а у кого-то это не входит в планы. Но если даже один человек откликнулся, если даже одной конкретной семье сегодня стало лучше, значит, день этих небезразличных людей прошёл не зря.