Строить – не ломать: учим созиданию
Я не большой любитель катать машинки, играть в догонялки и устраивать бой подушками. Поэтому за активную часть детской игровой программы со знанием дела отвечает наш папа. Зато я всегда за то, чтобы что-нибудь смастерить. И сын с радостью этим пользуется.
– Порисуем, мама?
– Может, сделаем аппликацию?
– А давай слепим много разных продуктов и построим магазин?
И мы рисуем, лепим, сооружаем. Предвкушаем будущий результат.
Вы замечали, есть дети, которые любят строить песочные замки. А есть те, кто эти замки ломают. Так вот мне кажется, что дело не обязательно в характере и невоспитанности. А просто этим детям никто не показал, как интересно создавать что-то своими руками, не взял в свою творческую команду, не похвалил работу. Оттого и труд другого человека для них обесценен.
Меж тем без умения созидать не вырастали бы вокруг города, пустовали музеи, нам нечего было бы слушать, не существовало множество красивых вещей, которые хочется заиметь у себя дома и не расставаться с ними никогда. А ведь все созданное начиналось с чьего-то желания воплотить в жизнь идею. Поэтому…
Помогите желаниям возникнуть
Первые идеи детям подают родители. Рисуют в альбоме яркий воздушный шарик, ребенок с радостью узнает знакомый предмет, лепечет его название. А потом берет в руки фломастер и видит, как с его помощью преображается чистый лист. Сколько еще будет художественных произведений, если предоставить ребенку возможность творить, хвалить результат и по возможности не вмешиваться в процесс.
Дети видят, что взрослые ежедневно чем-то заняты, и им очень хочется вмешаться. И, если родители позволят (а нужно, нужно позволять!), дети узнают, как вкусно печенье, которое сам вырезаешь из теста формочкой, как из куска бесформенной материи при их помощи (подать нитки и ножницы, подержать в нужном месте) рождается красивый рюкзак для игрушек.
Весной в нашем детском саду дети с воспитательницей посадили лук. Сколько разговоров было! Сколько раз они бегали смотреть, как проклевывается зелень, как нетерпеливо ждали, когда вырастут длинные стрелки, поливали. Даже обещали съесть суп, посыпанный зеленым луком. Потому что долгожданное и лелеемое, выращенное своими руками.
А как счастлив был мой сын, когда вместе с папой распилил на даче толстое бревно. И ведь бревно может быть только началом. Что если из него сделать опору для скамейки? А потом все покрасить? Получится совершенно новая вещь. И это будет такой повод для гордости, ведь ребенок был причастен к созданию нужного и красивого.
В творчестве есть очень важное условие: детям должно быть интересно. А значит…
Как-то раз после каникул пришла к своему ученику, а у него в комнате – аэродром. Оказалось, на каникулах он начал ходить в кружок авиамоделирования и так увлекся, что модели самолетов стали множиться с завидной скоростью, а процесс их создания доставлял мальчишке огромное удовольствие. Мне даже выпала честь получить одного «Стрижа» в подарок, а ученик, к большой моей радости, с воодушевлением поговорил по-английски о своих занятиях на кружке.
Если ребенку интересно, то и дело идет легко. Малышу не нравится папье-маше, но он увлеченно мастерит что-то из обыкновенных бельевых прищепок? Так купите побольше прищепок! Он равнодушен к рисованию, но кусочки пластилина то и дело застревают в ворсе ковра? Не ругайте творца, просто создайте условия для лепки и хранения готовых экспонатов.
Дети знают: что угодно можно создать из чего угодно. Конечно, можно купить и красивую кухонную плиту с инвентарем, и кукольный дом с мебелью. А можно попробовать сделать игрушку самим. Недавно из икеевских коробок мы с сыном смастерили рыцарский меч и щит, раскрасили их акриловыми красками, получилось единственное в мире, уникальное рыцарское оружие. Дети на площадке регулярно спрашивают, можно ли и им поиграть с этим мечом.
Поэтому материал не принципиален. Шишки, конфетные коробки, лоскуты, деревянные дощечки, камни – не имеет значения. Важен сам процесс, во время которого увлеченный ребенок выдумывает, прикидывает, подсчитывает, что-то шепчет под нос. И, конечно, очень важен готовый результат. А потому…
-
Размещайте готовые работы на стене, держите на виду, дарите родственникам, пусть дети видят результат труда. Недаром в детском саду малыши так любят демонстрировать родителям свои поделки: это очень важные для них достижения;
-
Восхищайтесь творениями, похвала – лучший стимул. Давайте эмоциональную, позитивную реакцию. Ребенок два часа сидел тише воды и ниже травы, что-то мастерил, а потом объявил, что он склеил из картона дом для солдатиков. «Угу, молодец» – согласитесь, не самая удачная реакция. А вот «О, покажи скорее!» – пожалуй, верная.
-
Будьте рядом, чтобы помочь. Ребенок не сразу догадается, что, чтобы башня из кубиков не развалилась, у нее должен быть прочный фундамент. Поэтому аккуратный родительский совет может быть очень кстати.
-
Не спешите усовершенствовать творение. Пусть ребенок радуется тому, что создал самостоятельно, как бы вам ни хотелось улучшить конструкцию.
-
Хорошо, если результат будет прикладным: например, скворечник или кормушка, которую вы повесите на дереве и будете насыпать в нее корм для птиц. Или вы решили вместе украсить подъезд горшками с растениями, и на лестничной площадке стало уютнее, да еще и соседи похвалили. Детям важно видеть эффект изменений: не было и вдруг есть. Благодаря им.