Рустем Хасанов: "В нашем магазине есть только кнопки "попросить" и "подарить"
Задумывались ли вы, на какие средства живет средняя российская семья с ребенком-инвалидом? И сколько при этом стоят приспособления, облегчающие жизнь как самому ребенку, так и его родителям? Увы, в наших реалиях соотношение этих двух цифр – не в пользу семьи. Настолько, что больные дети годами не имеют возможности хотя бы немного поправить свое здоровье. Однако даже такое положение вещей можно изменить. Как – рассказывает директор фонда «День Добрых Дел» и основатель первого благотворительного интернет-магазина «Особенные дети» Рустем Хасанов.
– Рустем, я знаю, что на вашем сайте можно купить специальную мебель для детей с ДЦП. Что она из себя представляет? – Вертикализаторы, стулья для кормления и занятий, ходунки, коляски, велосипеды со специальными фиксаторами и многое другое. Тот, кто видел, как пятилетнего мальчишку с церебральным параличом, чтобы накормить, привязывают к спинке стула скотчем, потому что сам сидеть не может – тот поймет, зачем это все нужно. Некоторые из наших подшефных детишек запросто могли бы сейчас быть в гораздо лучшей форме, если бы эту мебель им кто-нибудь в свое время купил.
– Чем интернет-магазин «Особенные дети» отличается от других? ** –** Тем, что родители этих детей получают мебель бесплатно. Добрые люди либо полностью дарят заказанное родителями оборудование, либо частично оплачивают за кого-то покупку. В нашем магазине нет кнопок «заказать» и «оплатить», зато есть кнопки «попросить» и «подарить». Родители только заполняют анкеты, оставляют фотографии и истории своих детей. Мы не передаем людям деньги, не собираем на лечение. Попросили – получили готовое изделие. То есть в нашем случае исключено, что кто-то на чужой сердобольности не совсем честно наживается.
– Таким образом любой посетитель сайта может стать спонсором покупки?** –** Совершенно верно. Вы знаете, что самый простенький стульчик, приспособленный для ребенка с ДЦП, стоит 25-35 тысяч рублей? Это и для обычной семьи сумма большая, а в семьях с детьми-инвалидами в лучшем случае только один работающий родитель – папа, если таковой есть. Мамы сидят с детьми и живут на папину зарплату, а если папа ушел (очень распространенная ситуация), то и вовсе на пенсию и пособие по уходу за инвалидом. То есть на 10-12 тысяч в месяц. Государством такие покупки по индивидуальной программе реабилитации практически не субсидируются, а если и субсидируются, то крайне неохотно, долго и после прохождения семи кругов бюрократического ада, на которые у многих мам особенных детей чисто физически нет времени.
– Как вы пришли к идее благотворительного магазина?** –** Проект возник в некогда волонтерском движении, а сейчас – благотворительном фонде «День Добрых Дел». Само движение возникло три года назад в Живом Журнале, когда казанские блоггеры-энтузиасты взялись организовывать разнообразные праздники и благотворительные акции для детей-инвалидов и воспитанников домов-интернатов.
И как-то раз в офисе наших партнеров, благотворительного фонда «Альпари», я увидел громоздкую штуку непонятного назначения, как потом оказалось – вертикализатор, специальное приспособление для детей, страдающих детским церебральным параличом. Узнал цену этой дивной штуки и, мягко говоря, удивился.
Мы нашли дружественное производство, которое согласилось отпускать нам необходимые изделия практически по себестоимости, и решили организовать нестандартный проект: дарить семьям с особенными детьми специальную мебель, а расходы покрывать благотворительными сборами. После расчетов и смет получилось, что стульчик, который немного лучше того, что в сети стоит 25-30 тысяч рублей, мы можем продавать за 10 тысяч. Составили список из первых 17 казанских деток, и пошли по друзьям с шапками. Кто-то 100 рублей дал, кто-то 10 тысяч. Так за месяц набрали необходимую сумму, сейчас идет раздача стульев – это наша первая модель. Все очень довольны, всем нравится, тем более что при конструировании мы учитывали пожелания мам особенных детей, вещь получилась на самом деле крутая. Вот так и вышло, что наше изделие, во-первых, не хуже, а то и лучше ряда аналогов, во-вторых, стоит в 2-3 раза дешевле, а в-третьих, потребителю вообще бесплатно достается.
Я считаю, что нельзя продавать за 30-40 тысяч то, что в себестоимости стоит тысяч 10-15, нехорошо это. Нельзя наживаться на чужом горе, неправильно эксплуатировать инвалидность ребенка. Это вынужденная покупка, без которой никуда, родители чуть ли не впроголодь живут, чтобы на такую штуку ребенку денег набрать. Эти деньги гораздо честнее было бы расходовать на покупку трех изделий вместо одного.
– Откуда идут заказы на спецмебель?** –** В первые же сутки работы сайта мы получили более 50 заказов из Нижнего Новгорода, Великого Новгорода, Омска, Томска, Кемерово, Кирова, Чебоксар, Казани, Серпухова, Иваново, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Ульяновска, Калининграда – реально вся Россия. Народ просто в очередь выстраивается. При этом сайта еще даже в поисковиках не видно, все пока работает без рекламы, по слухам и передаче новости из уст в уста. Одни родители рассказывают другим, те – третьим. Мир таких семей очень тесен, все друг друга знают.
Вообще это реально национальная проблема, многие уезжают из страны просто потому, что здесь нет условий для таких детей. В Казани детей с ДЦП примерно 730 человек, в Татарстане 2 500, в России около 170 000. Точных цифр дать не может никто, но количество таких детей растет с каждым годом.
Сейчас примерно 50 заявок опубликовано на сайте, еще столько же ждут проверки. В день приходит от 5 до 20 заказов и 10-20 сообщений в личку, со всей страны. Пока все несистемно, о нас еще толком никто не знает. Как только информация распространится, а тем более после доставки первых стульев в крупные города, количество обращений может быть таким, что сайт рухнет.
– Какие конкретно товары представлены у вас на сайте?** – **Пока у нас только одно изделие, мы его называем «Стул для удобной жизни». В ближайшее время появятся два вида вертикализаторов и опора для ползания, к весне планируем наладить производство специальных велосипедов – это самые востребованные вещи. Наш стул стоит 10 тысяч рублей (аналоги 25-35), вертикализаторы будут ориентировочно 8-10 тысяч (аналоги 15-25), велосипед 15-20 тысяч (аналоги от 40 и выше). Средняя потребность одного ребенка – два-три изделия в зависимости от тяжести состояния, то есть по нашим ценам 20-50 тысяч рублей. Прямо сейчас у нас заявок, нуждающихся в финансировании, примерно на 600 000 рублей. Не удивлюсь, если через неделю будет в три раза больше.
Кстати, за компенсацией покупки похожих изделий в органы соцзащиты можно обратиться раз в 6 лет. Средняя калибровка по росту у обычного стула или вертикализатора – 10-15 сантиметров. То есть ребенок, по мысли государства, за 6 лет вырастает на 10 сантиметров. Без комментариев…
– В достаточном ли объеме идет перечисление средств?** – Пока не очень. Когда мы собирали через ЖЖ, то есть практически по личным знакомым, люди давали деньги вполне охотно, средняя сумма была 500-1000 рублей из одних рук, некоторые оплачивали покупку за конкретного ребенка полностью. Видимо, сказывался фактор личного доверия. А вот в фонд жертвовать люди как-то не хотят. Это немножко обидно и досадно, но мы не отчаиваемся. Не получится собирать в интернете – пойдем по спонсорам. На такие потребности, видимо, сложнее собирать, чем на лечение какого-нибудь малыша от крайней стадии рака, не включаются эмоции. Это ведь не вопрос жизни и смерти, подумаешь – мебель.
– Хочется надеяться, что это временная ситуация. **– Конечно, к тому же большой плюс нашего фонда – прозрачность. Подобные организации могут до 20% собранных денег тратить на собственные нужды, а у нас все платежи – целевые, с пометкой «благотворительный взнос на программу «Мебель для особенных детей». В тексте программы (на днях будет на официальном сайте фонда) черным по белому прописано: целевые деньги могут быть потрачены только на приобретение и доставку спецмебели, плюс платежные расходы (всякие там комиссии банков и прочее). Ни копейки денег больше никуда потрачено не будет. Я – директор фонда, и несу за эти деньги уголовную ответственность. К тому же по каждому ребенку публикуется отдельный отчет – фотография на нашем стульчике. Плюс любой желающий, оплативший покупку полностью, может собственноручно отвезти ребенку этот стул и самостоятельно вручить. Заодно посмотрит на реакцию родителей, тут все вопросы отпадут.