Дом и ребенок

Профессия: приёмный родитель

Профессия: приёмный родитель

Найти семьи для 100 детей из детского дома №48 – такую задачу поставили перед собой специалисты центра комплексного сопровождения семьи «Про-мама». Почему так важно профессиональное сопровождение при устройстве детей в семьи, и как это может изменить старую интернатную систему?

По данным Генпрокуратуры РФ, полученным после проверки детских домов и школ-интернатов в ряде областей России, лишь один выпускник детского дома из десяти успешно адаптируется к жизни после выхода из сиротского учреждения, остальные попадают в маргинальную среду. Психологи, педагоги, общественники истово выступаютза право каждого ребёнка расти в семье, признавая систему детских домов несостоятельной и, более того, разрушительной для детей.

Недавно Правительство РФ приняло постановление о новых типах сиротских учреждений, согласно которому семейная форма устройства рассматривается как основная, а её элементы (проживание в помещениях квартирного типа, социализация и пр.) должны быть внедрены и во временной форме устройства – детдоме. Кажется, все стороны постепенно приходят к единому понимаю проблемы: каким бы продвинутым в плане воспитательных методик и материального оснащения ни был детский дом, длительное неудовлетворение первоочередных потребностей ребёнка в семье, близком взрослом, отсутствие самостоятельных решений и поступков и многие другие факторы детдомовского детства создают пласт проблем и психологических расстройств, с которыми, достигнув совершеннолетия, каждый  выпускник сиротского учреждения выходит в жизнь из искусственной среды. А к реальной жизни вчерашний детдомовец зачастую оказывается совсем не готов.   

Направление задано. Дело за главным – поменять старую и наладить новую систему с ориентиром на возврат детей в семьи и на поиск новых семей, а не на удержание сирот в учреждении. Утопия? Возможно. Но, к счастью, не для всех.

Профессиональным устройством детей в семьи и подбором семей около 20 лет занимаются специалисты Центра комплексного сопровождения семьи «Про-мама». В прошлом коллектив центра работал в детском доме №19, специализирующемся на устройстве детей в патронатные и замещающие семьи.

С января по сентябрь 2014 года центр «Про-мама» и детский дом санаторного типа №48 при участии Департамента социальной защиты населения г. Москвы реализуют  проект «Дети, домой!», суть которого состоит в обследовании, реабилитации и подготовке 100 воспитанников детского дома к помещению в семьи. В дальнейшем планируется привлечь к участию в инициативе и другие детские дома и продолжить осуществление более глобальной цели – реформы всей российской интернатной системы.

«Дети, домой!» поддерживают Благотворительный Фонд Ольги Будиной, режиссер Ольга Синяева, автор-исполнитель и журналист Нателла Болтянская, общественный деятель Александр Гезалов и фонд «Измени Одну жизнь». Финансирование этого начинания стало возможным благодаря федеральному гранту, который центр «Про-мама» получил по результатам конкурса Общероссийского общественного движения  «Гражданское достоинство».

В течение 9 месяцев специалисты центра: психолог, нейропсихолог, социальный педагог, логопед-дефектолог и другие – проводят комплексную диагностику каждого ребёнка, результатом которой становится глубокое понимание его потребностей и потенциала, что необходимо для оптимального подбора семьи для ребёнка и ребёнка для семьи.

К концу сентября планируется подготовить 20 процентов детей к помещению в семьи. Уже в октябре эти ребята смогут встретиться с потенциальными замещающими семьями, а кто-то найдёт свой постоянный дом. 80 процентов детей пройдут более глубокую реабилитацию.

Хомуева.jpg

 
Куратор проекта Екатерина Хомуева:
«Дети, определенное время находящиеся в системе, требуют специальных условий подготовки к помещению в семью. Многие дети не готовы к новой семье по ряду причин: нерешенные вопросы с кровной семьей (ребенок хранит лояльность кровной семье, считает, что если он уйдет в приемную, то предаст своих родственников), жестокое обращение в кровной семье, наличие кровных братьев и сестёр и крепкой психологической связи между детьми, рассказы о негативном опыте детей, вернувшихся в детдом после нахождения в замещающей семье. Реабилитация ребёнка и профессиональная подготовка к помещению в семью являются необходимым этапом успешного усыновления».

О страхах

Родителям, решившим усыновить ребёнка, проведшего часть жизни в детдоме, предстоит встретиться лицом к лицу не с одним скелетом в шкафу. В частности, с последствиями депривации – психологического расстройства, возникающего вследствие продолжительного лишения или ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей. Это состояние в большей или меньшей степени свойственно всем детям, проживающим в детдоме. В фильме о жизни детдомовских детей режиссера Ольги Синяевой «Блеф, или с Новым годом» без прикрас показано первичное проявление депривации. Домашний ребёнок, находясь в поиске контакта со взрослым, в течение дня постоянно получает ответную реакцию в виде игр, объятий, совместного действия, разговора, укачивания или колыбельной. Дети-сироты, лишенные внимания и заботы постоянного близкого взрослого, в различные моменты дня или перед сном, сами успокаивают себя резкими покачиваниями из стороны в сторону или взад-вперёд в попытке заполнить эмоциональную пустоту или уснуть. Это только начало. В перспективе депривация может выражаться по-разному: от трудностей в поведении до задержек в интеллектуальном и психо-эмоциональном развитии.

В острой степени депривацию переживают дети, проведшие первые годы жизни в домах малютки, когда первоочередные потребности в близости с родным человеком удовлетворить невозможно. Отечественные и зарубежные психологи в своих трудах и исследованиях (Прихожан А, М., Толстых Н. Н., «Дети без семьи» М., 1990, исследования Б. Уайта, Х. Хекхаузена, А. Маслоу и др. – примечание редакции) доказывают, что дети-социальные сироты или те, кто имел тесный эмоциональный контакт с близким взрослым в раннем детстве и попал в детдом из семьи после смерти родителей, испытывают депривацию в меньшей степени. Здесь важно отметить, что вне зависимости от возраста ребёнка и от того, сколько времени он провёл в учреждении, благодаря благоприятной семейной обстановке, чувству постоянства, абсолютной заботы, атмосфере любви и отзывчивости и профессиональной подготовке родителей, многие последствия депривации возможно исцелить или, по крайней мере, выровнять и смягчить.  

Большая часть ребят, участвующих в проекте – дети школьного возраста, попавшие в сиротское учреждение из семьи. Несмотря на безусловную травму от утраты близких, их опыт пребывания в семье – это большой задел для будущей счастливой жизни в новом доме. В силу массового заблуждения и специфики старой системы именно старшие дети часто остаются за бортом усыновлений, и сегодня проект «Дети домой» становится для них реальным шансом обрести новые семьи.

В «Про-маме» отмечают особую важность участия специалистов в  воссоединении ребёнка с родной семьей. Данная практика является одним из первоочередных средств профилактики социального сиротства – социального явления, когда дети попадают в детские сиротские учреждения при живых родителях. Только в том случае, если возврат к родным родителям или родственникам невозможен, и ребёнок готов к новой семье, специалисты «Про-мамы» начинают поиск приёмных родителей.

Перед устройством в замещающую семью проводится комплексное обследование и реабилитация ребенка, включающая социальное сопровождение, воссоздание истории жизни, сети контактов, психологическую диагностику его эмоционального развития, привязанностей. В ходе обследования выявляются психотравмы, связанные с отсутствием или разрывом привязанностей, психологические последствия перенесенного насилия, исследуется когнитивная сфера, диспропорции в развитии и их природа.

При создании или воссоздании семей проводится работа как с детьми, так и с семьями. По итогам обследования для каждого ребёнка составляется план возврата домой или запрос на помещение в новую семью, в котором указываются требования к семье, планируется осуществлять психологическую реабилитацию ребёнка.

В фильме Ольги Синяевой есть поражающий своей обыденностью и бездушностью эпизод, когда сотрудница службы опеки буднично обсуждает по телефону с детдомом детей для предложения потенциальным усыновителям, проводя по списку шариковой ручкой: «А Марков что за ребёнок? Тоже никакой, ясно». Выглядит сцена как выбор одежды или мебели в магазине. Вместе с тем выбор по цвету и размеру, продиктованный самой системой, довольно распространенный вариант начала новой семьи, итогом которого может стать разочарование или даже трагедия. Частые результаты таких «сделок» – недовольство родителей и детей друг другом, скандалы, возврат в детдом и новая психологическая травма у ребёнка.

Директор центра «Про-мама» Мария Терновская отмечает: «Очевидно, что если cуществует адекватная запросу помощь, то семье легче справиться, чем еcли такой помощи нет. При професcиональном устройстве выстроены отношения партнерства, а не контроля, что является дополнительной защитой».

Естественным шагом на пути к усыновлению является посещение занятий в школе приёмных родителей (ШПР). Приняв решение взять ребёнка из детского дома, необходимо подготовиться к встрече с ним, узнать о тех подводных камнях, которые могут возникнуть на пути к созданию семьи. В процессе работы над внутрисемейными ситуациями можно узнать много нового о себе и своей семье, и, главное, научиться принимать себя и ребёнка со всеми особенностями и проблемами.

Занятия в ШПР «Про-мамы» проводятся 2 раза в неделю в формате тренингов. Как отмечают кураторы проекта, несмотря на обилие информации для приёмных родителей в Интернете, именно тренинги, практические занятия в группе, дают будущим или настоящим приёмным родителям возможность прочувствовать реальный опыт и лучше понять себя и ребёнка.

Кстати, общероссийская программа для школ приёмных родителей, утвержденная Министерством образования и науки Российской Федерации, была в своё время разработана именно специалистами центра, тогда ещё работавшими при детском доме №19, считавшегося центром российского патроната: Марией Терновской, Марией Пичугиной, Ириной Осиной, Еленой Бухман, Натальей Соколовой, Ольгой Шалковской и другими. В результате их работы порядка 95% детей из этого детского дома устраивались в патронатные семьи или возвращались в кровные.

Елена Бухман, автор и ведущая тренингов школы приёмных родителей центра «Про-мама»: «Наши занятия проходят по определенной логике, которая не спущена сверху, а отрабатывалась нами лично на практике в течение 17 лет. За время работы с детскими домами мы вывели оптимальную форму и содержание программы. На занятиях мы говорим о родительских компетенциях, о развитии ребёнка в норме, о последствиях жесткого обращения с детьми, последствиях прошлого опыта ребёнка, о привязанности к кровной семье. Очень важным является занятие, где мы говорим о кровной семье ребёнка. Для многих трудно принять, что у ребёнка есть кровные родители - пусть даже они жестоко с ним обращались. Тем не менее, даже если ребёнок говорит, что он ненавидит своих родителей, прошлое нельзя вычеркивать. Как не нарушить связи с ребёнком? Что для него важно? Как не навредить? Обо всём этом мы говорим в школе приёмных родителей».

Занятия в школе приёмных родителей так же, как консультации, тренинги в центре «Про-мама» и последующее профессиональное сопровождение семей бесплатны.  

Детдомовские казармы действительно могут уйти в небытие, если подобные проекты будут появляться и успешно реализовываться под руководством опытных практиков в общероссийском масштабе, а буква закона, наконец, поддержит их и поспособствует развитию новой, гуманной, системы жизнеустройства детей-сирот. Нам же, родителям, хочется пожелать понимания, что усыновление – это путь, на котором необходимо многому учиться и фактически получать новую профессию. Профессию приёмный родитель, в которую идут только по призванию и по любви.  

Ребята из 48 детского дома, видео-ролики о которых сняли Анна и Евгений Вашук, готовятся к встрече с новой семьей. Может быть, их родитель – это Вы?