Парад увлекаторов: чем занять детей?
Всякий раз, когда слышу слова: «Мой ребенок может часами катать машинки!» (наряжать кукол, собирать пирамидку, строить башни из кубиков), ловлю себя на мысли, что «часами» - это бессовестное преувеличение. В моем окружении все больше встречаются малыши, способные увлечься одним делом максимум на двадцать минут. По истечении этого времени годовалый ребенок дергает маму за руку и требует внимания, двухлетка несется к родителям с новой порцией лото-домино-мозаики, чтобы ему поскорее составили компанию, а трехлетка выучивает выражение «мне скуууучно».
Но эти двадцать минут тишины необходимы каждому родителю: спокойно поговорить по телефону, приготовить обед, да просто выпить чашку кофе, никуда не подскакивая. И для этого нужно найти занятие, которое увлечет маленьких детей, а родителям даст немного времени для себя. Вот какие «увлекаторы» действуют в нашей семье.
Чайные пакетики
Настоящим хитом нашего сына Марка в возрасте одного года были чайные пакетики в фольге. Не знаю, какую именно моторику они развивали, знаю лишь, что сын без моего влияния придумывал вариации игр с ними: перекладывал в коробке, раскладывал в произвольном порядке на полу, разбрасывал, прятал, просовывал в окошки сортера.
Как только он научился уверенно стоять и ходить, мы начали привлекать его к мытью посуды. Сначала Марк тренировался на своей игрушечной посуде, затем ему доверили мыть твердые фрукты и овощи: яблоки, апельсины, огурцы. А ближе к трем годам он устраивал в мойке первые химические опыты: смешивал воду с мукой и делал хитрый мыльный раствор, который называл «кефиром».
Большинство детей старше полугода получают от родителей карт-бланш на игру с кастрюлями и кухонными принадлежностями. Стучащее и звонкое действо, конечно, не гарантирует тишину в доме, но можно уменьшить громкость, если вместо ложек выдать музыканту деревянные лопатки, а вместо кастрюль пластиковые контейнеры, которые к тому же удобно вкладывать друг в друга или сооружать из них пирамиду.
Двухлетний Марк очень любил ключи. Практически каждый родственник пожертвовал для него тогда из запасов какой-нибудь ненужный ключ, а особенной популярностью пользовался ключ, привязанный к толстой шариковой ручке. Вооружившись партией из 6-7 ключей, Марк находил в доме узкие отверстия, в которые вставлял ключи. Как правило, «скважинами» становились отверстия между ящиками комода и щели между дверью и косяком. Правда надо признаться, что однажды в процессе пострадала пара очень нужных ключей от дома. Но это уж мы сами виноваты – оставили связку на видном и очень привлекательном месте. Местонахождение тех ключей до сих пор остается для всех тайной.
Редко какой домашний холодильник не украшают магниты. У нас их тоже много, и с их помощью Марк мастерит затейливые коллажи. Однажды мы показали, как с помощью магнитов крепить на дверцу рисунки, так теперь у нас нет необходимости мыть холодильник снаружи, потому что на нем нет свободных от детских рисунков сантиметров.
Большущую банку с пуговицами мы обнаружили в бабушкином доме. С этими пуговицами когда-то играла и я. Но девчачье любование и перекладывание перламутровых пуговок Марку, конечно, оказалось не по душе, а вот нанизывать пуговицы на проволоку так, чтобы получалось разноцветное ожерелье, ему понравилось. Опытным путем было установлено, что за два ожерелья можно сварить борщ.
Слово «гигантюра» Марк узнал из мультфильма «Лунтик» и очень давно хотел попробовать ее нарисовать. Оказалось, что рисование гигантюры – одно из самых увлекательных занятий прежде всего потому, что полем служит не стандартный альбомный лист, а как минимум ватман формата А1. И, чтобы заполнить его тематическим рисунком, требуется не меньше получаса усердной работы (и это только если работать гуашью). Вместо ватмана можно брать ненужные рулоны обоев или икеевскую бумагу для мольбертов. Изюминка этого занятия в том, что детей очень привлекает большой размер полотна.
Тот же мультфильм подсказал Марку идею рисования на бумажных тарелках. Ох, как сложно оказалось найти бумажные тарелки в магазинах по соседству, везде продавались лишь пластиковые. Наконец, мы забрели в кафе-пирожковую, где, объяснив продавцу свою проблему (сын подтверждал глубину проблемы междометиями и буравящим женщину взглядом), всего за десять рублей мы стали обладателями пяти белых бумажных тарелок, которые за два вечера Марк превратил в красоту.
Недавно я показала Марку, как пользоваться лупой, и он пришел в такой восторг, что долго ходил по дому, изучая, как маленькие предметы через стекло лупы становятся большими, и указывал мне на соринки, которые прячутся в ворсе ковра. Особенное удовольствие от игры с лупой он испытывает, когда, вооружившись ею, ищет многочисленных героев в популярной книжке «Где Уолли?».
Наклейки всегда хороши, но нас еще выручает набор разноцветных стикеров разного размера. Двухлетний Марк украшал такими стикерами стол и шкаф, а четырехлетний – делает всевозможные геометрические аппликации.
В три года мы показали Марку, как точить карандаши. Постепенно он овладел этим искусством так, что мог самостоятельно точить собственные разноцветные карандаши. Тогда он переключился на подставку с карандашами на папином письменном столе. Теперь папины карандаши искусно заточены с двух сторон. Но папа не имеет претензий. Разве что к стружке, которую он однажды обнаружил на клавиатуре ноутбука. Не забывайте закрывать ноутбук, вот что я хочу сказать.
Мир канцелярских принадлежностей, вообще, очень занимателен. Четырехлетнего Марка мы научили пользоваться дыроколом и степлером. Показав, как не пораниться и быть аккуратным, мы оставили сына наедине с квадратным блоком бумаги для записи и степлером, а также с несколькими листами формата А4 и дыроколом. Через некоторое время ребенок предъявил нам канцелярские шедевры.
Осваивая ножницы, ребенок проходит путь от резания листа на крупные и мелкие полоски, до вырезания картинок из ненужных журналов и самостоятельного составления коллажей из них. Так что ножницы всегда пригодятся.
А вот наше самое недавнее ноу-хау: прятать буквы. Вообще-то эту игру придумал сам Марк, но она нам так понравилась, что мы играем в нее по очереди. Это просто: нужно достать буквы из азбуки (у нас мягкий пазл, но прекрасно подойдет и деревянный) и спрятать их в разных видимых местах дома. Ребенку быстро наскучит искать, если буквы спрятать слишком хитро, поэтому мы раскладываем их на доступных поверхностях. Найденные буквы Марк вставляет в окошки пазла, заполняя все до одного. В русском языке букв, как известно, тридцать три, поэтому процесс поиска занимает гораздо дольше пяти минут. Сколько точно – мы не подсчитывали. Но вот сейчас, пока сын искал буквы, я написала ровно половину этой статьи.