Мудро и немудрено: как вернуть товар в магазин
Порядок реализации прав покупателей в нашей стране регулируется Федеральным законом «О защите прав потребителей». Именно этот нормативно-правовой акт определяет, как именно вы должны поступать в случае, если вам продали некачественный товар. Алгоритм действий, необходимых для его возврата зависит от нескольких факторов. Что это за факторы, разбираемся прямо сейчас на Рамблер/Семье.
Возврат товара
Основания для возврата товара, качество которого не соответствует требуемому уровню, могут быть самыми различными: на купленном несколько дней назад ботинке разошелся шов, новая кофточка полиняла до совершенно неприличного вида, а модный гаджет через пару часов после приобретения перестал включаться.
Все эти и многие другие ситуации — вполне достаточное основание, чтобы обратиться в магазин с претензией. Готовясь к этому визиту, еще раз тщательно проверьте соответствие остальных характеристик товара заявленным. Вполне возможно, что в процессе такой проверки вы выявите его дополнительные недостатки, и ваша претензии станут еще более обоснованными.
Чтобы вернуть деньги за некачественный товар, необходимо посетить магазин, в котором вы его приобрели, захватив с собой паспорт. Как правило, крупные торговые точки имеют в штате специального сотрудника, который занимается вопросам обмена и возврата товара. Поэтому для экономии собственного времени не стоит вступать в споры с продавцом. Лучше попросите его пригласить нужного специалиста.
Затем объясните специалисту причину, по которой вы хотите вернуть товар. Скорее всего, ваши требования будут признаны правомерными, и вас попросят написать соответствующее заявление, в котором нужно указать причину возврата товара. После этого вам могут сразу же вернуть деньги. Также не исключено, что вас попросят прийти за деньгами через несколько дней. В ряде случаев осуществляется возврат денег на банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.
Спорные моменты
Не всегда процесс возврата уплаченных денег проходит гладко. В арсенале продавцов товаров ненадлежащего качества есть несколько стандартных аргументов, к которым нужно быть готовыми.
Один из них – наличие следов эксплуатации товара, таких, как потертости, царапины и так далее. Имейте в виду: требование сохранения товарного вида законно только в случае, если вы возвращаете товар, потому что он не подошел вам по фасону, цвету или другим параметрам. Для возврата товара ненадлежащего качества это требование не применяется.
Еще одна причина, по которой у вас могут не принять товар, – он был приобретен со скидкой, например, в рамках сезонной распродажи. Действительно, согласно букве закона, продавец вправе отказать в возврате некачественного товара, приобретенного со скидкой, однако только в том случае, если скидка на него была предоставлена именно по причине наличия брака, и этот факт был зафиксирован в чеке. Если же эти условия не были соблюдены, смело отстаивайте свои права.
Наконец, ситуацию может осложнить отсутствие у вас кассового чека, подтверждающего покупку. Обычно продавцы настаивают на том, что его наличие – обязательное условие для возврата денежных средств. Тем не менее, закон и в этом случае на вашей стороне.
Вы не обязаны предоставлять продавцу кассовый чек, чтобы потребовать свои деньги назад. Ведь магазины обычно хорошо знают свой товар, и способны отличить его от вещи, приобретенной в другом магазине.
Однако ситуация, в которой продавец может отказаться возвращать деньги за товар ненадлежащего качества, действительно существует. Это может случиться, если изъяны товара возникли по вашей вине. Чтобы доказать это, потребуется экспертиза, которую продавец должен будет провести за свой счет. Если в ходе экспертизы будет доказана ваша вина, вам придется не только смириться с потерянными деньгами, но и возместить стоимость экспертизы.
Главное – не опоздать!
Сроки возврата товара ненадлежащего качества зависят от его функционального назначения. Быстрее всех должны определиться, устраивает ли их приобретение, покупатели технически сложных товаров – им отводится только 15 дней на то, чтобы проверить, насколько хорошо работает тот или иной прибор.
При более позднем обращении вам могут предложить бесплатно починить сломавшийся гаджет. Возможность вернуть спорную покупку существует и после истечения установленного срока, но только в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара, то есть такого, стоимость устранения которого будет сопоставима с ценой самого товара;
- нарушение сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использовать прибор в течение года более чем 30 дней – по причине его нахождения в ремонте.
В большинстве остальных случаев возврат товара с неудовлетворительным качеством осуществляется в течение гарантийного срока. Для сезонных товаров – таких, например, как верхняя одежда и обувь, он отсчитывается с момента начала соответствующего сезона: эти даты устанавливаются законодательно.
Для прочих предметов датой отсчета для гарантийного срока считается дата покупки. Если она не совпадает с датой передачи товара продавцу (например, при оформлении покупки через интернет-магазин), точкой отсчета становится момент передачи товара.
Часты случаи, когда товар выходит из строя через несколько дней после окончания гарантийного срока. Неужели в этой ситуации ничего нельзя сделать? – Можно! В руководстве по эксплуатации отыщите продолжительность срока годности изделия – вы имеете право предъявлять претензии по качеству в течение указанного периода времени.
Кроме того, согласно закону «О защите прав потребителей», если гарантийный срок составлял менее двух лет, вы имеете право на предъявление претензий и после его окончания в пределах двухлетнего срока.
Автор : Екатерина Орлова