Как лечат дельфины
Тренер-дельфинотерапевт Андрей Утенков из Одесского дельфинария «Немо» рассказал корреспонденту «Летидор» Яне Желток о том, что такое дельфинотерапия и для чего она нужна.
-
Андрей, как люди становятся дельфинотерапевтами? Где можно выучиться на такую редкую специальность?
-
Выучиться на терапевта нельзя нигде. Получить специальность можно только здесь, в дельфинарии. Могу рассказать про себя: я закончил психологический факультет университета имени Мечникова. Одногруппник прислал мне письмо, где говорилось, что в дельфинарий «Немо» требуется терапевт. Честно говоря, я это воспринял, как предложение полететь в космос! Все же через неделю я отправил резюме, и, что явилось для меня полной неожиданностью, меня пригласили на собеседование. Меня приняли, но сначала, конечно, я проходил стажировку.
-
Как вы думаете, почему на вас обратили внимание?
-
Главная причина кроется в образовании, которое я получил. Как психолог я понимаю механизмы развития речи, знаю, что такое задержка психического и речевого развития, что происходит в мозгу аутиста.
Кроме того, для психолога не составляет труда подружиться с ребенком. Именно контакт ребенка с терапевтом помогает установить контакт ребенка с дельфином. Малыш должен доверять терапевту, и только после этого он начинает доверять дельфину. Ведь встреча с таким необыкновенным существом – огромным, активным, с большими зубами – может испугать любого. Никогда нельзя предсказать, будет ребенок бояться дельфина или нет, тем более, если ребенок не совсем психически здоровый. Для таких детей любая новая ситуация может стать причиной стресса.
-
Дельфины всегда такие активные?
-
Всегда! Дельфины никогда не спят, они всегда в движении. Когда у них отдыхает одно полушарие мозга, другое работает. Даже когда самка рожает детеныша, дельфины плывут, просто замедляют скорость или плавают по кругу.
-
Вы работаете и с дельфином, и с ребенком - или все-таки ваше внимание принадлежит только ребенку?
-
Я занимаюсь только с ребенком, действиями дельфина управляет тренер. На занятии присутствуют четверо: ребенок, терапевт, дельфин и тренер дельфина. Тренер следит за тем, чтобы дельфин выполнял элементы терапии именно так, как нужно. За каждый выполненный элемент дельфин получает рыбку.
- Эти дельфины занимаются с детьми, и они же выступают в шоу?
- Нет, дельфины, которые занимаются только терапией с детьми, не выступают.
- Опишите, как проходит занятие?
- Занятие длится 25 минут. Половину времени мы проводим на помосте, вторую половину - в воде. Правда, это очень условное деление - все зависит от детей. Кому-то больше нравится плавать, и мы все время проводим в воде. С теми, кто боится дельфинов, больше времени проводим на суше. Сначала мы здороваемся с дельфином. Он ложится на спинку и машет плавниками. Дети, которые не умеют аплодировать, учатся хлопать в ладоши - выражать свою радость хлопками.
Для того, чтобы ребенок познакомился с дельфином и посмотрел, какой он большой, мы вытаскиваем, точнее сказать, приглашаем, дельфина на помост. Ребенок может его погладить и обнять. Дельфины очень любят, когда их гладят.
После этого мы начинаем играть. Кидаем мяч дельфину, он его приносит. Кидаем кольцо на счет «три». Дети, которые не умеют говорить повторяют вместе с терапевтом: «Раз, два, три». Дельфин приносит кольцо. Забавно наблюдать, как дельфин играет с брошенным ему баскетбольным мячом: он кружится, держа мяч плавниками. Хула-хуп дельфин крутит носом.
В конце урока мы плаваем вместе с дельфином, держась за его плавники.
-
А что делает в это время дельфин?
-
Ребенок хлопает в ладоши, дельфин начинает танцевать – кружиться вокруг своей оси в воде. Потом дельфин поет песню!
-
Дельфины умеют петь песни?
-
В природе они могут кричать, но кричат редко. В дельфинарии их специально учат издавать громкие звуки. Дельфин поет песню, а ребенок выступает в роли дирижера.
-
Говорят, что звуки, которые издают дельфины, полезны для человека. Это так?
-
Считается, что высокочастотные звуки вызывают резонанс в мозгу и воздействуют на мыслительные центры – память и воображение. У людей звуковой диапазон ниже, чем у дельфинов, поэтому получается, что люди соприкасаются с более высокой материей! И еще один момент: чтобы услышать ультразвук, который издает дельфин, ребенок в воде должен лечь на спину. Для многих детей это достаточно сложное упражнение: нужно полностью расслабиться, расслабить мышцы спины, что сделать довольно непросто.
-
А как вы ухаживаете за дельфином?
-
У нас есть специальные зубные щетки и губки для мытья дельфина. Иногда мы вместе с ребенком чистим ему зубы щеткой или моем ему бок губкой. Все эти процедуры развивают моторику ребенка, внимательность, концентрацию.
-
Дети какого возраста проходят курс дельфинотерапии?
-
От двух до шестнадцати лет.
- Курс состоит из десяти занятий. Не мало ли это? Виден ли результат?
-
Небольшой результат есть практически у всех детей. Помимо дельфинотерапии, многие из них занимаются с логопедом, неврологом, проходят курс массажа. Дети с отставанием в развитии или с более сложными диагнозами должны ежедневно заниматься с родителями. В награду за это раз в год или полгода они получают курс дельфинотерапии. И как раз здесь может произойти долгожданный "всплеск".
-
То есть ребенок вдруг выздоравливает?
-
За последние четыре года было два случая, когда ребенок с отставанием в речевом развитии (в пять или шесть лет он еще не говорил) начинал разговаривать прямо во время дельфинотерапии.
-
Были ли у вас любимые ученики?
-
Да, у меня был ученик с задержкой речевого развития, его звали Никита. Мальчик, который совершенно не боялся дельфинов! Очень восторженный, он пищал, целовал их. Как-то раз, когда дельфин не захотел принести ему кольцо, Никита встал, руки в боки. В другой раз он погрозил дельфину пальчиком.
-
Что касается детей с синдромом Дауна: можно им помочь или нет?
-
У меня был случай с таким ребенком. Этим летом в Одессу приезжала семья из Эстонии. Родители, их сын и дочка Элиз, у которой был синдром Дауна. Они поверили в чудодейственную силу дельфинов и проехали через всю Европу на машине. Элиз 12 лет, она крупная, почти такого роста, как я. С ней было непросто вначале: ничего не хотела делать. Подружиться с такими детьми довольно сложно, потому что они делают только то, что хотят сами. И все же нам удалось найти с ней контакт и пройти курс.
Кстати, недавно получил письмо от ее папы. Он пишет, что Элиз стала более коммуникабельной. У нее появились новые игрушки, более сложные, требующие интеллекта.
- Хочу задать главный вопрос: в чем чудодейственная сила общения с дельфинами?
- Человек на занятии дельфинотерапией находится в состоянии любви и эйфории. Основная эмоция на уроке – радость. Часто на первых занятиях ребенку приходится перешагивать через свой страх, т.к. дельфины, хоть и одни из самых безобидных и милых существ на свете, все же сначала пугают ребенка. Так вот когда ребенку удается побороть свой страх, когда он понимает, что дельфин стал его другом – это вызывает эйфорию. Он выходит победителем из сложной ситуации.
#
После беседы с Андреем Утенковым я выхожу к морю на набережную. Андрей догоняет меня с большим листом бумаги:
- Забыл рассказать, что наши дельфины умеют рисовать! Дети, которые сами любят рисовать, на занятиях могут увидеть, как рисуют дельфины. Вот рисунок, который нарисовал дельфин Гулливер!
Стоимость дельфинотерапии:
с ноября по март действуют скидки от 25% до 35% (записываться нужно заранее)
Абонемент на пять занятий стоит 450$ (и 225$ для тех, кто проживает в отеле «Немо»).
Абонемент на 10 занятий – 900$ (450$ для жильцов отеля «Немо»).
Адрес: Украина, Одесса, пляж «Ланжерон»
Телефон: +38 (048)720 70 72
Адрес в сети: http://odessa.therapynemo.com/