Как это делается: икона
Икона – предмет, который сейчас можно встретить в самых разных домах, богатых и бедных, у воцерковленных людей, и у тех, кто ограничивается поеданием кулича в Пасху. Некоторые носят бумажную иконку в портмоне, кто-то - на торпеде автомобиля, одни - осознанно, другие «на всякий случай, чтобы было». Нынче опять стала популярной мерная икона. Изображение святого покровителя дарится младенцу на крещение и по высоте равно росту ребенка при рождении. Эта традиция, зародившаяся при дворе Ивана Грозного, сейчас утратила элитарность и стала массовой. Искусствоведами и богословами написано много интересного об иконе – это поистине бездонная тема, мы же попробуем только понаблюдать процесс ее написания.
Есть достаточно радикальное мнение с отсылкой к Стоглавому собору 1551 года, что иконописец во время работы должен держать пост, в том числе, и супружеский. На самом деле, определенного правила на этот счет не существует, подобные ограничения – личная инициатива каждого. Особый настрой, который поддерживается молитвой, несомненно, важен для художника.
Работа над иконой всегда начинается с эскиза, прориси. В данном случае изображается «Покров Пресвятой Богородицы» – сюжет, пришедший из Константинополя и очень популярный на Руси. Он демонстрирует небесное заступничество. Художник не вправе изменять веками сложившийся канон в композиции, однако в деталях существует простор для вариаций, так что двух абсолютно идентичных изображений не найти. Для иконы характерна обратная перспектива с точкой схода, расположенной не в глубине холста, как в классической живописи, а направленной на предстоящего человека. Прием, при котором небесный мир как бы изливается в наш, дольний. Также отсутствует прямой источник света и падающие тени, свет в изображении духовного мира идет изнутри. Пропорции фигур тоже особенные, удлиненные, передающие идею преображения плоти, отсутствия телесности.
Для иконы используется сосновая, еловая, а также липовая доска с углублением в центре – «корытом». Доска проклеивается рыбьим или мездровым клеем, сушится, затем на нее клеят паволоку (льняную ткань), либо марлю. Далее слоями наносится левкас, грунт из мела и клея с добавлением олифы. По высыхании доска тщательно шкурится мелкой наждачной бумагой. Ошибка в приготовлении грунта может впоследствии загубить всю работу – левкас может растрескаться или краска будет плохо ложиться. Можно заказать полностью готовую доску в мастерской, но каждому иконописцу полезно хоть раз в жизни самому помучиться с грунтом.
С помощью кальки, заштрихованной с изнаночной стороны, рисунок переводится на доску. Следующий этап, очень важный и трудоемкий – позолота. Золото в иконе обозначает божественный свет, силу, власть и чистоту. Им украшают нимбы над головами святых, одежды праведников или же весь фон. Существуют разные техники золочения: на полимент, на мордан, все они требуют немалого навыка. В книгах по технологии есть рецепты, рассчитанные по граммам. Листочки золота настолько тонкие, что легко рвутся на пальцах. Их берут специальной веерообразной кистью – «лапкой», переносят на предварительно подготовленную поверхность и притирают, затем сушат и полируют. Если необходим идеальный результат, стоит отдать доску с намеченным рисунком в руки мастеров-позолотчиков.
Наконец, можно начинать писать. Для иконописи используют сухие красочные пигменты, которые тщательно перетирают курантом для удаления комочков. Связующим служит разбавленный водой с уксусом желток куриного яйца.
На данном этапе работы надо сделать «роскрыш» композиции – плоско выкрасить локальными пятнами силуэты фигур и фон. Цвет в иконе имеет очень важное символическое значение. Пурпур – царственный цвет, синий – цвет небесной сферы и Богоматери. Ее сине-вишневые одежды означают соединение Земного и Небесного миров. Красный – цвет Воскресенья, победы над смертью, в красных одеждах изображаются святые мученики, в белое облачены праведники. Зеленым – цветом земли и всего живого – пишется позем. Черным изображается Ад, пещера, могила. Серый в иконе не используется, так как добро и чистота не должны смешиваться со злом.
Замешанные на яйце красочные растворы после работы надо не забывать убирать в холодильник, иначе они быстро портятся и приходят в негодность.
Далее идет медленная и кропотливая работа по детальной прорисовке деталей – одежд, ликов, архитектуры. Как правило, от темного к светлому, «плавями» – когда форма прорабатывается плавными тональными переходами, как принято в московской школе иконописи, или с острыми, импульсивными бликами, как в новгородской. Исправления возможны путем перекрашивания или смывания и соскабливания неудачного места. Но лучше не терять свежести письма и не повреждать грунт, а заранее хорошо продумывать каждый шаг.
Икона обязательно должна быть надписана – какое событие или святой на ней изображен. В Древней Руси не было особого чина освящения икон, образ признавался святым, благодаря имени изображаемого. Начиная с XVII века, в пору развития светской живописи и ее влияния на церковную, потребовался подобный чин, как бы подтверждающий подлинность иконы. Это преграждает путь в дома и храмы сомнительным изображениям. Надписывают иконы красивым шрифтом на церковно-славянском, с принятыми сокращениями, которые непонятны для стороннего человека, но открыты сведущему. Бывает, в артели все подписи делает один человек, хорошо владеющий шрифтовым искусством. Имя художника намеренно не пишется. Некоторые мастерские и отдельные иконописцы ставят свое клеймо или вплетают зашифрованную подпись в орнамент.
Когда все работы с красками закончены – доску оставляют на несколько дней для просушки, чтобы красочные слои прочно связались с грунтом. Затем слегка нагретую икону кладут на стол и равномерно наносят лаковый слой (излишки убираются тыльной стороной ладони). Чистота в помещении в этот момент позволит избежать налипания пыли.
Как и в древности, иконописцы сегодня используют олифу – лак, приготовленный путем вываривания льняного масла. Олифа защищает икону от пыли и влаги, а все цвета заставляет смотреться ярче. Недостатками олифы является то, что она долго сохнет и со временем темнеет. В старину еще не умели аккуратно снимать лакировку, поэтому потемневшие иконы поновляли – переписывали поверху. Перед тем, как начать лакировку, позолоченные места необходимо покрыть для предохранения шеллаком. При нехватке времени можно использовать более дорогое тунговое масло, оно высыхает значительно быстрее олифы. Лакируют в несколько слоев, тщательно просушивая каждый, излишки лака промокают бумагой.
Наконец работа окончена. Надеюсь, она послужит людям добром.
_ Благодарим Дмитрия Алимова за помощь в подготовке материала. _