Иппотерапия: лечение лошадьми
Оздоравливающее воздействие лошадей на человека отметил еще древнегреческий врач Гиппократ в IV в. до н.э. В своих трактатах он рассматривал верховую езду как часть гимнастики, которая содействует нормализации функций организма и уменьшению последствий от заболеваний, а также усиливает защитные реакции и повышающую жизненный тонус. Однако настоящий интерес к этому феномену стал проявляться лишь в середине XX века, причем одновременно во многих странах мира. В России иппотерапия появилась в 1991 году, благодаря трудам ученых из Тбилисской медицинской Академии, в частности исследователю Д. М. Цверава.
Оздоровительный конный центр "Солнечный остров" первым в Санкт-Петербурге начал проводить занятия с использованием уникального метода лечебной верховой езды. "Летидор" выяснил у руководителя центра Владислава Самарского все "лошадиные" секреты.
Живой тренажер
Эффективность иппотерапии состоит в том, что переносимость нагрузок на лошади значительно выше, чем при подобных нагрузках, например, на тренажере. Тело лошади совершает трехмерные колебания, которые улучшают трофику всех групп мышц и внутренних органов. Ритмичные колебания спины лошади успокаивают возбужденного пациента, а также имитируют ритм человеческого шага, создавая у неходящих всадников впечатление, что они шагают сами. К тому же, тело лошади - всегда теплое ( в спокойном состоянии на 2 градуса теплее человеческого) и прогревающий эффект способствует расслаблению и укреплению глубоких мышц, улучшает микроциркуляцию. Это помогает формировать правильное движение при ДЦП, и проходить реабилитацию после операции.
Метод иппотерапии, к счастью, признан медициной, и часто врачи назначают его деткам с двигательными нарушениями. И все-таки, обязательно перед занятием ребенок получает справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний.
Когда ребенок с двигательными нарушениями начинает управлять лошадью, мы применяем термин "адаптивная верховая езда" (по принципу лечебной физкультуры для людей с ограниченными физическими возможностями - постоянными или временными). Конечно, одновременно с одним ребенком занимаются минимум 3 человека: коновод, инструктор и страхующий (при необходимости). Ни один тренажер так ни мотивирует детей, как общение с живой лошадью. К тому же, человек никогда не сделает столько одинаковых движений на тренажере, сколько он, сам не замечая того, делает верхом на лошади. После часовой конной прогулки болят все мышцы, однако, желания прийти снова не пропадает.
Для ребенка - общение с лошадью - это игра! На манеже нет врачей в белых халатах, нет привычной процедуры "реабилитации". Попробуйте посидеть на стуле с прямой спиной хотя бы 30 минут! Если вы не балерина, то обязательно сгорбитесь. А верхом на лошади спина выпрямляется сама собой, безо всякого насилия. Иначе, ты просто упадешь носом в гриву! Сидеть прямо на лошади - удобнее и безопаснее. Элемент страха, ответственности и эмоциональной вовлеченности от нахождения в седле, приводит детей в восторг, и не нужна дополнительная мотивация и напутствия со стороны родителя.
Также, в игре, мы постепенно можем проработать с ребенком упражнение, например, находясь на лошади, взять пораженной рукой игрушку. Дотягиваясь до уха лошади, ребенок будет делать это максимально возможным для себя образом, а не через боль. Ребенок забывает о привычной боли и физических ограничениях, о нагрузках, и в этот момент происходит чудо выздоровления.
Иногда дети боятся садиться на лошадь. Тогда мы советуем несколько раз приезжать на манеж и просто ходить рядом с лошадью, привыкая к этому "объекту". Аутисты считаются неконтактными с другими людьми, не пускающими в свой мир. При этом, лошадь не ассоциируется у них с человеком или опасным миром.
Смотрите, что происходит при иппотерапии аутистов или умственно отсталых детей. Сначала ребенок-аутист садится на лошадь, но продолжает доверять только своему родителю, держа его в поле зрения. Постепенно, ребенок привыкает к покачиваниям, и принимает лошадь. "Засунь руку под гриву, потрогай какая лошадь теплая", - предлагает инструктор, ребенок пробует это, и ему нравится. Он начинает воспринимать еще и инструктора, доверять ему, и следовать новым простым указаниям "руки в сторону, подними руки вверх". Вот так выстраивается и расширяется новая для ребенка-аутиста модель мира, включаются в закрытый мир ребенка новые безопасные элементы.
Для детей с ментальными нарушениями езда на лошади дает не столько двигательную свободу, сколько важный эффект самореализации. Повышается уровень самооценки личности: "Я оторвался от родителей, я не больной и слабый, я управляю огромным и сильным животным". Хорошо подготовленная лошадь обучена не реагировать на звуки, стуки и невнятные действия со стороны детей. Зато она может давать маленькому всаднику необходимое ощущение стабильности. Ребенок, балансируя верхом, постоянно невольно ищет равновесие, что способствует его адаптации к этому миру.
Цель занятий иппотерапии не в том, чтобы научить ребенка ездить верхом. Цель занятий - восстановить его нарушенные двигательные или ментальные функции, чтобы он мог пользоваться ими в повседневной жизни.
В 1996 году в центре "Солнечный остров" начались занятия с восемью детьми с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП). В 1997 году в Оздоровительном конном центре занималось 26 детей, в 1998 году - более 80, в 1999 -около 120 людей с ограниченными возможностями, в 2000 году - более 140 человек. Сейчас на базе центра тренируются два параолимпийца, и сборная России выступала на Олимпиаде в Бельгии на лошадях из этого центра.
Возраст: можно начинать заниматься с 3-х лет (..и до бесконечности!)
Цена: одно занятие обходится в 1 тыс. руб.
_ Тренировочная база "Солнечный остров"
г. Всеволожск, ул. Грибоедова д.110 б (на территории базы отдыха "Лесной воздух").
www.sunny.spb.ru_