Игры со снегом дома
Прогулки на воздухе, вне зависимости от климата, вещь необходимая каждому ребенку. Движение, общение с природой, работа воображения − все это важные компоненты любого выхода на улицу. Но иногда выйти из дома просто не представляется возможным − на улице слишком холодно, или гости на пороге, и надо прибраться и приготовить, или просто нет больше сил слой за слоем сначала одеться самой, а потом, отдуваясь и пыхча, в том же порядке еще и одеть детей. Да и малышам укутанным с ног до головы, как капуста, совсем не до познания мира, тут бы на ногах удержаться! Вот если бы играми со снегом можно было заняться налегке, да еще и в тепле! И, оказывается, при наличии большого пластикового ящика (или тазика, или корыта) это не только возможно, не только весело и занимательно, а еще и очень познавательно.
Между нашими детьми довольно большая разница, поэтому для меня высшим пилотажем родительской виртуозности является способность найти занятие, которое будет одновременно интересно и семилетке, и почти-двухлетке. Игры со снегом оказались именно таким занятием. Главное не забыть подготовить побольше полотенец, застелить стол клеенкой, и все, можно играть!
Простые игры для самых маленьких
Известно, что малыши исследуют мир прежде всего на ощупь и на вкус. До этой игры дочке было не до снежных экспериментов − слишком много энергии уходило у нее на то, чтобы, держа равновесие, просто шагать вперед, а падая в снег она только пугалась, начинала плакать и проситься домой. Теперь, более ловкая и не стесненная слоями одежды, наша малышка впервые по-настоящему потрогала снег голыми пальчиками. Потом, осмелев, она начала набирать его лопаткой, накладывать в чашечки, втыкать в него зубочистки, делать из него лепешки прихлопывая ладошками. Было видно, как заинтересовала ее эта странная белая субстанция, и сколько новых мыслей, идей и нервных окончаний сформировалось у нее во время игры.
Сын тем временем тоже не скучал. Он уже находится не в познавательной стадии, а в стадии творческой. Каждую вещь, по его мнению, можно оживить с помощью глазок, ручек-палочек и улыбающихся ртов. Поэтому сын свою игру со снегом начал с лепки. Сначала он слепил снеговика, потом сделал несколько плоских монстров из лепешек, которые налепила дочка, а после этого принялся делать ледяных животных с ножками из зубочисток. Этими животными он населил зимний холм, который образовался в нашем сенсорном ящике.
Чтобы обогатить игру, из наших кухонных ящиков я достала много вспомогательных (и вкусных) материалов. Шоколадные чипсы, цветная посыпка для выпечки, изюм, орехи все это пригодилось детям в их играх.
Позже, неуемная фантазия сына заставила его пустить в ход и остальные игрушки − хрустящий домик (его мы делали для другой игры), грузовики, гномики и фетровый кролик, все стали участниками зимней драмы. Заваленный снегом хуторок зашумел, загудел снегоуборочной деятельностью. Тут и дочка не выдержала и подключилась ко всеобщему суматохе.
Грузовики спешили на помощь, отчаявшиеся звери спешили в разные стороны, а над всем этим, невозмутимый, как Будда, стоял снеговик сына.
Когда всех вырыли, спасли и обогрели, а страсти улеглись, дети решили заняться "выпечкой" снежных кулинарных изысков. Они начали экспериментировать с формочками для печенья, пытаясь ими вырезать фигурные льдинки; посыпали готовое "печенье" цветными посыпками; раскатывали скалкой снежное тесто. Попробовав плоды своих трудов, сын утверждал, что печенье получилось невероятно вкусным.
Потом уже вместе мы попробовали пойти по стопам североамериканских первопроходцев, и сделали конфеты из снега и кленового сиропа. Чтобы сделать такие конфеты, сироп надо нагреть почти до кипения, продержать его на этой высшей точке какое-то время, а потом медленно влить в свежий снег. Холод снега, с которым соприкасается горячий сироп, моментально карамелизирует его, поэтому как только сироп остывает, получается мягкая тягучая и очень вкусная конфета.
Познакомившись с процессом карамелизации, мы настроились на научный лад. Даже самым маленьким детям можно задавать базисные научные вопросы на предмет причинно-следственных связей. Например, что будет, если воткнуть в снег палочку? Как он меняется, если его долго держать в руке?
Но с сыном можно было задуматься о вопросах и посложнее. Для начала я предложила ему наполнить мерный стаканчик снегом и заметить до какой цифры достала верхняя точка снежной горки. Стаканчик мы отставили в сторону, и, занимаясь другими делами, стали дожидаться момента, когда весь снег растает. Цель эксперимента была определить: сколько воды получится из четырехста миллилитров снега (получилось 100 мл).
Кроме этого мы проверили за сколько времени на ладони тает рыхлый снег и снег сжатый в ледышку; обсудили почему снег попавший на стол тает почти моментально, а снег, находящийся в коробке так и остался лежать почти в своем первозданном виде. Потом я помогла сыну взвесить несколько лопаток снега взятого прямо из коробки, и сравнить его вес с таким же количеством лопаток снега, но уже не рыхлого, а уплотненного в твердый ледяной шар.
А напоследок, уж совсем для полного счастья, мы решили проверить, что будет, если покрасить снег пищевой краской. Что легче и быстрей окрашивается − вода или снег?
Почему-то бытует мнение, что наука это сложно и скучно. Но правда в том, что наука во всем, чтобы мы не делали! Во время выпечки мы занимаемся химией, меняя лампочку или подымая тяжелую сумку − физикой, выращивая огород − ботаникой, наблюдая за котятами − зоологией, правильно питаясь − физиологией. Если с самого раннего детства показывать детям, как прекрасен и увлекателен этот мир, то в старших классах наука им вдруг покажется одним сплошным детективным приключением, а необходимость изучать ее будет произрастать скорее из любопытства, чем из требований школьной программы.
Возвращаясь к снегу, хочется напомнить, что весь этот широкий спектр игр и экспериментов был проведен исключительно с помощью вещей, которые найдутся в каждом доме, а уж снег это и вовсе штука бесплатная, и для некоторых из нас доступная в огромных количествах. Воистину, нет лучшей школы, чем мир вокруг нас!