Хватаем воздух! Идеальные игры для детей 5 лет
Чем заняться с пятилеткой? – Есть тысячи вариантов различных игр, развивающих вынимание, мышление, память и логику. При помощи этих развлечений можно научиться читать и считать, но общения с родителями ни одно из них не заменит. Поэтому Рамблер/Семья предлагает выключить компьютер и приступитьк играм-занятиям.
Выходим на улицу
Земля, вода, воздух. Если еще не очень холодно и зябко для игр с мячом, то можно побегать, попрыгать, а заодно изучить вместе с ребенком животных, птиц и водоплавающих. Ведущий бросает мяч со словами: «земля», «вода» или «воздух», а остальные игроки называют соответствующее определенной стихииживотное. Играть можно даже вдвоем, называя слова по очереди.
Кладоискатели. Эта игра потребует от родителей тщательной подготовки: заранее спрячьте «секретик» где-нибудь во дворе и нарисуйте сложную и запутанную карту, чтобы крохе было интересно самому найти клад. Если карта будет в виде рисунка-схемы, то не забудьте указать на ней качели, скамейку и другие дворовые объекты, это поможет ребенку ориентироваться.
Если тренируете счет, дайте задание по шагам, например «три шага влево» или даже «десять шагов на север». Но учтите, что детские шаги в два раза меньше взрослых. Малыш расстроится, если выполнит задания из инструкции, но не найдет сокровищ.
Посчитаем и поделим. Учимся считать по дороге в садик или в автомобильной пробке. Если путь пролегает мимо оживленной трассы, выбирайте цвета машин и считайте, сколько таких проедет мимо. Пересчитывать можно разноцветные дома или этажи, прохожих – детей и взрослых, людей с рюкзаками или сумками, мужчин и женщин. Потом учитесь сравнивать, у кого число больше.
Кто кому родня? Прогуливаясь в парке, поищите «родственников» всем деревьям, кустам или цветам. Ребенок уже понимает, кто такие родные – это люди, похожие на нас, связанные с нами по каким-то признакам.
Объясните чаду, что у растений также есть родня. Например, у красных цветов можно обнаружить таких же красных братьев и сестер, но двоюродных. Это роза и тюльпан. А у молодого клена с резными листочками отыщется старенький дедушка – высокий и толстый клен. Малыш научится находить в объектах общее и определять различия.
Составляем лабиринты. Осенью можно найти очень много природного материала, из которого потом предстоит сделать поделки в детском саду. В процессе сбора даров природы предлагаем развлечься выкладыванием из листьев, каштанов или шишек витиеватых лабиринтов.
Играем дома
Лото. Если вы уже разучили цифры, то поиграйте в одну из самых простых традиционных русских игр – лото. Правила просты: игрокам раздают карточки с цифрами, ведущий вынимает из мешка по одному пронумерованные бочонки и называет их, а участники закрывают номера в своих карточках. Побеждает тот, у кого первого закроются все поля.
Если ребенок освоил счет только до десяти, то большие числа можно называть как комбинацию – два и два, восемь и четыре. Особенно интересно детям будет играть с заядлыми «лотошниками», которые помнят присказки: «барабанные палочки», «лебеди», «стульчики». Ведь гораздо проще запомнить числа через ассоциации.
Танки. Развиваем пространственное мышление и глазомер. Складываем лист бумаги пополам и рисуем вместе с малышом по пять-десять танков каждый на своей половине, где и как угодно. Потом первый игрок ставит на своей половине поля точку, складывает листок пополам и смотрит, куда «угодила» его ручка.
Если удалось точно попасть во вражеский танк, то участник сохраняет право следующего хода. Ребенок учится оценивать расстояние от середины листа до нарисованной картинки и отмеряет его «на глазок».
Буквы и слова. Напишите на бумаге имя ребенка или какое-то забавное несложное слово, а потом разрежьте листок так, чтобы на каждом кусочке было по букве. Попробуйте сложить вместе имя или найти дома предметы, начинающиеся на каждую из букв.
Что за звук? Запишите на телефон звуки самых разных бытовых приборов и все то, что обычно происходит дома. Дайте ребенку послушать, пусть он угадает, что стало источником звука, вспомнит голоса родных и отличит один от другого или по высоте жужжания определит тип бытового прибора.
Антонимы. Если вы уже играли с детьми в «холодно-горячо», то они знают, что такое антонимы и умеют ими пользоваться. Сыграйте в простой вариант, когда нужно назвать слово, противоположное по смыслу тому, что загадал ведущий. А можно попытаться найти слова, антонимов к которым не существует, например, названия предметов.
Развиваемся всей семьей
Колпак мой деревянный. Ведущий рассказывает всем стишок: «Колпак мой деревянный, Деревянный мой колпак. А если не деревянный, То это не мой колпак!»
Потом одно из слов, например, «мой» заменяют жестом – прикосновением к груди. Затем вместо второго слова – «колпак» – дотроньтесь до головы. «Не» – мотание головой, «деревянный» – топот ног, и в итоге весь стишок превратится в последовательность действий, которые все участники должны без ошибок повторить. Игра развивает внимательность и скорость реакции, а это полезно не только малышам, но и взрослым.
Развиваем тактильные ощущения. Учимся чувствовать, кто к нам прикасается. Для этого ребенок-ведущий становится спиной к играющим, а они по очереди дотрагиваются до его плеча. Если малыш угадает, кто его коснулся, то этот член семьи становится новым ведущим. В эту игру интересно играть и с детьми, и с бабушками и дедушками, у которых свое, особенное прикосновение.
Домашний гольф. Для игры, развивающей ловкость рук, меткость и глазомер, понадобятся коробки из-под обуви или любые другие емкости, в которых легко можно сделать прорези. Выставляем их на пол в комнате или по всему дому, берем в руки клюшки или обычные палки и легкий шарик. А теперь самое интересное – попасть шариком в «лунки». Если вам кажется, что это легкая игра, попробуйте опередить сына или дочку!
Генеральная уборка. Дети обожают беспорядок, так почему бы не устроить им праздник непослушания? В выходной день всей семьей займитесь уборкой, но для начала свалите в центр комнаты все, что плохо лежит: неразобранные вещи со стульев и полок, книжки и игрушки, которые оказались не на своем месте.
Огромный «костер» нужно обязательно быстро потушить, для этого каждый член семьи по очереди вытащит из него что-то свое и положит на место. Веселая игра приучит малыша к порядку и облегчит жизнь родителям.
Строим штаб. Все дети любят домики и укрытия. Не оставляйте их в одиночестве за этим занятием, помогите, предложите конструктивные решения опоры для шалаша, объясните, почему стены прочнее, а крыша – легче. Это простые житейские навыки, которым не научат ни в школе, ни в детском саду. Зато как приятно посидеть всем вместе в крохотном, уютном, только что построенном шалаше!
Придумайте новые интересные игры сами: проявите фантазию и чаще обращайте внимание на то, что нравится вашим детям. Наверняка идеи они подскажут сами, постарайтесь не отмахиваться от них и чаще откликаться на предложения вместе поиграть. Ведь игра – это основа гармоничного развития вашего малыша.
Автор: Мария Комарцова