«Дети Петербурга»: учить детей русскому
Споры о том, нужны ли в нашей стране мигранты из стран СНГ, давно потеряли всякий смысл. Это процесс естественный и неизбежный. Но на фоне серьезных обсуждений и взрослых проблем часто забывают о проблемах детей, переехавших вместе с родителями в новую страну. А ведь им адаптироваться в новом социуме ничуть не проще, чем их родителям. И не понимают и не принимают этих ребятишек здесь так же, как их пап и мам.
Волонтеры из Петербурга, кажется, нашли способ им помочь. Они создали проект «Дети Петербурга», в рамках которого обучают детей мигрантов русскому языку и культуре. Так они помогают самым маленьким подготовиться к школе и познакомиться с городом, в который им пришлось переехать. Особенно важно, что проект полностью некоммерческий, все дети занимаются в нем бесплатно.
Помочь тем, до кого не доходит помощь
Проект существует уже больше года. За это время удалось организовать девять площадок для занятий с детьми, набрать в свою команду 40 волонтеров, в том числе 30 педагогов. Среди них – преподаватели ведущих петербургских вузов, кандидаты филологических наук, поэтому проект упрекнуть в непрофессионализме просто невозможно.
А начиналось все с группы в соцсети, где неравнодушные к судьбам маленьких приезжих взрослые решали, как им можно помочь.
«На тот момент не было ни помещения, ни преподавателей, ни мигрантов с детьми. Была только идея. Но через месяц, 12 мая, у нас состоялось первое занятие», - вспоминает координатор проекта Даниил Любаров.
На него пришли всего четыре малыша. Но благодаря слаженной работе волонтеров и «сарафанному радио» о проекте быстро узнали в среде мигрантов. И сейчас русский язык учат уже более ста детей. Их число постоянно меняется, ведь родители таких ребят часто переезжают с места на место. Но это обстоятельство не смущает организаторов, ведь их задача – подготовить детей к занятиям в русской школе, где бы она не находилась.
Проект «Дети Петербурга» ориентирован на детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. Выбор именно этой возрастной категории Любаров объясняет просто: «Для детей дошкольного возраста практически нет адаптационных программ. Если таким детям удается попасть в садик, то там они окунаются в языковую среду и быстро адаптируются. Но мест в садиках не хватает даже тем детям, которые прописаны и живут в Санкт-Петербурге с рождения. Поэтому до детей-дошкольников не доходят никакие программы в принципе».
Хотя, как отмечают сами преподаватели, на занятия ходят и школьники, волонтеры никому не отказывают. Группы строятся не по возрасту, а по уровню владения русским языком. Большинство учеников приехали из стран Средней Азии: Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Педагоги готовы работать с детьми, приехавшими в Петербург из любой другой страны. Для таких случаев информацию о проекте специально перевели на другие азиатские языки, например, вьетнамский и китайский.
Интернациональность учеников не пугает их наставников, все общение в группах учителя строят исключительно на русском языке. Только так, говорят, организаторы можно обеспечить полное погружение ребят в новую для них языковую среду. Ведь дома они на русском почти не говорят.
Но, кроме изучения языка, волонтеры уделяют большое значение знакомству детей с культурой города. Кроме того, с проектом стали сотрудничать петербургские театры, и теперь ребята могут часто бесплатно посещать выставки и спектакли. Ведь поход в театр для них – это не только развлечение, но и возможность закрепить полученные знания, а заодно познакомиться со своими сверстниками. Волонтеры любят также ходить с ребятами на экскурсии, показывая и рассказывая им о главных достопримечательностях нового для них города.
Одной из последних была открыта площадка на базе Центр психолого-медико-социального сопровождения детей. Он находится в одном из спальных районов Петербурга. Курсы для детей мигрантов здесь ведет Анна Лаптева. Первое занятие здесь прошло в январе и с тех пор в группе стали заниматься уже 12 человек в возрасте от 4 до 15 лет. В центр дети приходят вместе со своими родителями, которые присутствуют на уроках и учатся вместе с ребятами.
«За три месяца никто из моих учеников не пропускал занятия без уважительной причины. Это показывает, насколько все они мотивированы и заинтересованы все зависимости от возраста. Причем не только родители или старшие братья и сестры убеждают их в необходимости учить русский язык. Все, даже самые маленькие, понимают насколько это важно», - говорит Анна.
Такие встречи проходят раз в неделю. На занятиях ребята смотрят русские мультики, рассказывают русские сказки и сказки своих народов. Дошколята изучают алфавит по буквам, подростки выполняют более сложные задания. На каждое занятие кто-нибудь из старших учеников делает маленький доклад. В будущем, говорит педагог, когда учеников станет больше, детей разделят на несколько групп по возрасту и уровню знаний.
Все занятия проходят только на русском языке, если у кого-то из учеников возникают сложности с переводом, им помогают другие ребята или родители. Иногда и жестами приходится объяснять, чтобы все поняли, но так даже веселее, уверяет педагог.
После каждой встречи педагоги говорят с родителями. Каждый хочет поделиться впечатлениями о том, в каких ситуациях его сын или дочка смогли применить полученные знания. И заодно получить рекомендации, на что следует обратить внимание во время домашних занятий.
«Научить их говорить и писать без ошибок – это не наша главная задача. Прежде всего, мы стремимся дать им такие знания, которые помогли бы им легче общаться в повседневной жизни и понимать те задания, которые им будут давать в школе. Это ведь неглупые дети, просто очень часто они не понимают, что мы от них хотим», - подчеркнула Анна.
О толерантности, о необходимости терпимо относиться к тем людям, которые живут рядом с нами в одном городе, в Петербурге говорят очень много и на разных уровнях. Запущенная для этого в 2011 году городская программа «Толерантность 2.0» была призвана создать благоприятную, культурную среду в Северной столице и помочь всем ее жителям найти общий язык.
Даниил Любаров о программе, конечно, знает, но утверждает, что проект не имеет к «Толерантности 2.0» никакого отношения. Говорит, что и город, и волонтеры работают в одном и том же направлении, просто параллельно.
«Суть нашего проекта надполитическая, наднациональная и даже надгосударственная — она общегуманитарная, гуманистическая, культурная», - считает он. Проект «Дети Петербурга» полностью некоммерческий, подчеркивает Любаров, и существует только благодаря стараниям волонтеров.
Часто в оргкомитет проекта приходят письма от педагогов и родителей из других крупных городов, например, Москвы и Новосибирска. Ведь там эта проблема стоит так же остро, как и в Северной столице. «Мы не следим за тем, где и кого вдохновила наша деятельность. Но стараемся всегда подробно и доступно рассказывать о себе», - говорит куратор проект.
Авторы снимков: Екатерина Гликман и Давид Френкель.