Деловые родители: создатели кукол ручной работы
Как рождаются куклы? Об этом мистическом процессе рассказывают деловые мамы. Говорят они и о бизнес-процессах, которые идут параллельно с волшебством.
«Кукольный переполох»
Мастерская Алены Корецкой, Украина
lubimiekrestiki.blogspot.ru
www.livemaster.ru/alenakoretskaya
«Куклы – это, пожалуй, целый мир для любой девчонки, сколько бы ей ни было лет (улыбается). Как мастер, отмечу, что изготовление кукол – процесс невероятно увлекательный и разносторонний. Кукольник, на мой взгляд, понятие собирательное. Это немного художник, немного скульптор, дизайнер, парикмахер, сапожник… Я еще долго могу продолжать этот список. Я создаю текстильных интерьерных кукол, которые, в основном, используются как элемент декора. Текстиль дает массу возможностей как в техническом плане, так и в области восприятия. По сравнению с традиционными материалами, используемыми в производстве кукол, он более теплый и уютный.
Идеи… Я не знаю, откуда они берутся, честно. Роятся в голове сами собой. Иногда занята чем-то рутинным, и вдруг – щелк! – вот оно, пришло. Стараюсь сразу записать. Чтоб не ушло так же внезапно.
Одна кукла получается задумчивой, другая мечтательной… Единственное условие – все должны нести доброту. Существует поверье, что до тех пор, пока у куклы нет лица – это просто игрушка. А вместе с глазами она обзаводится и душой. Поэтому важно приниматься за работу только в хорошем настроении. Пусть все мои девочки несут в новый дом позитив и радость!
Я, кстати, занимаюсь созданием кукол недавно. Месяца два собирала информацию, смотрела мастер-классы, вспоминала азы шитья. Сейчас учусь кукольному делу по ходу.
Считаю, что рождение детей открывает в нас много нового. Но за ворохом свалившихся забот мы часто не имеем возможности это увидеть. В моем случае толчком послужило рождение второй дочери. Швейная машинка появилась в доме, когда Маше был месяц.
Еще в школе я училась шить, вроде, неплохо получалось. Но потом все затухло само собой – институт, замужество, ребенок. Не шила лет 10. Это срок, за который теряются все навыки, и даже элементарную строчку сразу проложить ровно уже не получается. А тут такое дикое желание появилось! Думалось – буду шить дочкам (старшую зовут Софья, ей 6 лет) платья, мелочь всякую девчачью, а шью кукол. Чудеса!
Пока я ставлю перед собой задачи развиваться и расти профессионально. И в плане мастерства, и в плане маркетинга. В перспективе – проведение мастер-классов, презентаций. В данный момент рассматриваю создание кукол как долгосрочный проект. И доходы от этого дела, конечно, важны. Это и зеркало востребованности (с творческой стороны), и реальный заработок (со стороны материальной), средняя цена на мои куклы 1200-1500 руб. Но мое занятие – это один из случаев, когда творчество и бизнес идут рука об руку. Я шью куклы не потому, что они приносят доход. От дохода зависят именно объемы. То есть, для себя, наверное, рождалась бы куколка в месяц, и все. А тот темп, который задан, и которого придерживаюсь, конечно, диктует бизнес.
Круг покупателей широк – это те, кому приглянулись текстильные девочки. Обычно люди просто хотят. Функциональная нагрузка интерьерной куклы – дело второе. Прямой покупатель все же женщина. Женщина традиционно занята обустройством жилища. Забота об уюте дома, изюминке обстановки – ее дело. Но и мужчины нередко встречаются среди моих клиентов. К слову о мужчинах: мой муж сам натура творческая и увлеченная. Поэтому все мои порывы ему понятны. Он активно участвует в процессе создания кукол на всех этапах. Где-то делом, где-то – советом. О, как порой важен честный критик рядом! Ведь и толчок к переходу от чистого творчества к бизнесу я получила именно от него. И, без преувеличений, могу сказать, что без участия семьи, мой путь был бы гораздо дольше и тернистее.
Что позволяет быть конкурентоспособной? Думаю, ответ один: кому-то близко то, что делаю я, кому-то – нет. Мастеров-кукольников очень много. Я слежу за творчеством большого количества талантливых рукодельниц. И у каждой – свой покупатель. Считаю, что в этой сфере понятие конкуренции условное.
Несмотря на то, что наши девочки – сувениры, я не могу запретить покупателям в них играть, но предупреждаю, что это может привести к тому, что со временем куклы потеряют свой первозданный вид.
Хотя для детей это не всегда важно. Ведь если они кого полюбят, если будут воспринимать, как родного, то это надолго. Помню, была у моей старшей кукла… Вася. Такой страшненький, без слез не взглянешь. А уж после того, как он познакомился с фломастерами, пластилином и прочими инструментами для творчества и подавно. Я и мыла его, и стирала, все без толку. А дочка предпочитала эту куклу всем остальным – красивым и нарядным. Говорила: «Мой Вася».
Старшая дочь говорит, что тоже хочет научиться делать кукол. Иногда мы занимаемся коллективным творчеством. Например, я леплю из полимерной глины какой-нибудь аксессуар для куклы, старшая устраивается рядом с пластилином. Буквально на днях начала осваивать валяние. Я делала кукле валенки, параллельно учила Соню тому же. Как результат – один маленький валенок, сделанный детскими ручками, готов. Будет украшать новогоднюю елку!
Младшая пока только наблюдает за нами. Мечтаю, что когда-нибудь мы втроем будем мастерить что-то интересное. Это очень сближает».
Кукла от Лилиты
Лилита (Москва): «С самого детства я была творческим человеком – рисовала, шила для кукол, и, конечно, шила самих кукол. Мечтала стать дизайнером одежды, и стала. Проработав 6 лет, мы с мужем решили, что пора становиться родителями. В декрете, который плавно перетек в отпуск по уходу за ребенком, сначала занималась тем, что придумывала и шила наряды для своего малыша. А когда в интернете увидела изображения японских шарнирных кукол и корейских тряпиенсов, была очарована ими.
Соединив воедино эти образы, придумала дизайн своей куколки. Мне хотелось работать именно с текстилем, а не с пластиком, так как есть информация о том, что он может быть вреден для организма маленького ребенка. Разработала лекала и принялась за работу. Куколка удалась. Месяц сидела на полочке и радовала, потом захотела еще одну, а потом и еще... Знакомые стали просить сделать и для них, так я продолжила заниматься куклами.
Вот уже полтора года как я занимаюсь куклами. Очень увлеклась и не могу остановиться, постоянно рождаются новые образы. Только времени на работу очень не хватает, ребенок (Дима, 5 лет) требует много внимания. Сын, правда, пока не проявляет интереса к маминой работе, его привлекают совсем другие игрушки. А муж хотя особо и не вмешивается в мое творчество, но ценит то, что я делаю.
Как бизнес я эту деятельность пока не рассматриваю, для меня пока создание кукол – это творчество. Отчасти именно поэтому цены на куклы такие разные, все зависят от сложности модели. Такая вот подработка, пока дома с ребенком сижу, плюс – это средство поднятия самооценки, ведь если кукол берут, значит, все-таки нравятся. Что будет дальше – не загадываю. Знаю только, что мои куклы в основном используются для украшения интерьера, часто заказываются портретные, но и для детей их тоже берут».
Кукольная мастерская Оксаны Суровой
Оксана Сурова (Тула): «Я – мама трех девочек (Елены, 25 лет, Анастасии, 15 лет и Ульяны, 5 лет), две из них родные, а старшая – осиротевшая родственница, которую мы с мужем приняли.
У старших девчонок отношение к куклам было довольно своеобразное: если кукла достаточно красива, пусть стоит себе на полке и украшает интерьер. Если нет – зачем она, собственно, нужна? Разумеется, с таким подходом у нас скоро образовалась неплохая коллекция фарфоровых кукол. Зато младшая чуть ли не с самого рождения испытывала к куклам – любым – явный интерес, и главное – потребность в игре и постоянном контакте. И тут-то я поняла, что, оказывается куклы из обычного магазина игрушек маленьким детям совсем не подходят! Когда малышка, еще нетвердо стоящая на ногах, топает по дому в обнимку со своей любимицей и спотыкается, при падении пластиковые конечности куклы могут причинить боль. Во время игры синтетические волосы нещадно лезут в рот, а броско раскрашенное лицо заставляет родителей задуматься о качестве красителей... Кроме того, моя маленькая дочка – выраженный кинестетик, и все, что привлекало ее внимание своим ярким видом, но оказывалось «неживым» на ощупь, обижало ее до глубины души!
Я поняла, что нужно срочно что-то делать. С раннего детства я увлекалась рукоделием, освоила множество его разновидностей, включая ковроделие и кружевоплетение, и за много лет у меня скопилось огромное количество книг и журналов с выкройками, идеями и описаниями. Из всех найденных мной вариантов текстильной куклы я остановила свой выбор на самой сложной в исполнении, зато совсем «как настоящей», из старого немецкого журнала.
Все, что было нужно для ее изготовления, нашлось дома, и через три дня моя дочка стала обладательницей рыжеволосой Ляли, сшитой из детской пижамки нежно-персикового цвета и набитой чистой овечьей шерстью. Дочурка не расставалась с куклой ни на минуту! Дочурка получила идеальную куклу, а я – массу позитива от процесса ее создания.
Через какое-то время я услышала от приехавших в гости родственников, что наша кукла – вальдорфская. Мне стало любопытно, и я полезла за информацией в интернет. Узнала, что одно из названий такой куклы – педагогическая, так как она отвечает всем требованиям к деткой игрушке. Увидела разнообразие способов пошива самой куклы и крепления волос, при том, что технология традиционна и требования к пропорциям неизменны.
Я влюбилась в этих кукол! И видела, как они неизменно завоевывают любовь окружающих. Я стала покупать специальные материалы для их шитья, быстро убедившись в несостоятельности попыток найти им замену. Сам процесс изготовления доставлял и доставляет мне огромное удовольствие, а гениальная в своей простоте технология – огромный простор для творчества.
Правда, несмотря на то, что я придерживаюсь основных канонов вальдорфской куклы – в пропорциях, материалах, плотности набивки и прочем – они у меня получаются более декоративные и нарядные, чем им положено быть по правилам вальдорфской педагогики. Я до мелочей продумываю образ, уделяю внимание даже таким мелким деталям, как резиночки для волос, носочки, туфельки. Часто в качестве отделки использую собственноручно сплетенные кружева. Мне всегда казалось, что идеальная кукла должна быть теплой, душевной и обязательно очень красивой! В конце концов, играя, девочка не только примеряет на себя социальные роли, у нее развивается вкус.
Чаще всего наряд для куклы состоит из нескольких вещей – компаньонов, которые можно комбинировать между собой в различных сочетаниях. Вся кукольная одежда шьется из высококачественных тканей (100% хлопок) производства США или Японии, которые обладают чудесными свойствами: не линяют, не дают усадки, хорошо держат форму, обладают малой сминаемостью. Рисунки и цветовая гамма очень гармоничны. Я настоящая фанатка хороших тканей! Когда вижу новую интересную «тряпочку», сразу в голове складывается образ будущей куклы, характер.
Мои покупатели, на мой взгляд, родители со схожими с моими взглядами на воспитание. Задумывающиеся о том, что окружает их детей, насколько это безопасно, эстетично. Это родители, желающие, чтобы игрушка отвечала индивидуальности именно их ребенка и стала той самой «игрушкой детства». Хотя зачастую моих кукол покупают взрослые серьезные люди для себя или в подарок таким же взрослым и серьезным людям. Причем именно тех, которые задумывались как «кукла – мечта девочки».
И однажды я задала вопрос: «Что же я делаю не так, если чем больше стараюсь сделать идеальную детскую куклу, тем быстрее она находит себе взрослую хозяйку?» Мне ответили, что взрослым тоже очень хочется чуть-чуть детства.
Я абсолютно согласна с тем, что вещи ручной работы больше, чем просто вещи. Я не очень люблю разговоры о том, что каждый мастер вкладывает в работу душу, и в сшитую вручную вещь «души больше влазит». Получается, продавая свои работы, я продаю душу? Жуть какая. Я предпочитаю вкладывать свою любовь к делу, которым занимаюсь, свой опыт, свое мастерство. Учитывать пожелания заказчика, когда шью на заказ. И – да, я никогда не сажусь за работу в плохом настроении, хотя бы просто потому, что все будет валиться из рук и ничего хорошего не выйдет.
По этой причине, чтобы оставаться «на нужной волне», стараюсь избегать негатива, вот телевизор много лет уже не смотрю. Да и некогда мне, с таким-то семейством и кучей увлечений. Я лучше в парке погуляю, книжку хорошую почитаю, любимый фильм с диска без рекламы...
Цены на моих кукол в среднем от 3 000 руб. за небольшую куклу со статичной прической и одним комплектом одежды, до 6-7 000 руб. за красавиц с роскошными волосами, которые можно укладывать в любые прически и даже расчесывать деревянным гребешком с редкими зубьями, и богатым разнообразным гардеробом. Дополнительные комплекты одежды стоят около 1 000 руб., лоскутные комплекты для кукольных кроваток – от 650 руб. до 2 000 руб. в зависимости от размера, сложности лоскутного узора и использованной отделки.
Я с удовольствием работаю с заказами, это всегда очень интересно! Исключение – период с мая по сентябрь, который провожу с детьми за городом и заказы в это время не принимаю. Лето по праву принадлежит детям.
Доходы от продажи моих кукол, безусловно, имеют для меня важное значение. С рождением младшей дочери мне пришлось определяться с жизненными приоритетами, и я окончательно сделала выбор в пользу семьи. В общепринятом смысле я не работаю, то есть не хожу в офис или на завод, не получаю зарплату в строго назначенный день. Хотя, на самом деле, работаю я очень много, ведь я сама себе и поставщик, и секретарь, и менеджер, и курьер, и много-много кто еще. И рабочий день у меня ненормированный. Я самостоятельно планирую свое время, что, на самом деле, требует серьезной самодисциплины. Несмотря на то, что доходы мои неустойчивы – то густо, то пусто – для меня важно, что они есть. Сам факт некоторой финансовой независимости придает уверенности в себе. Я могу реализовывать какие-то свои творческие потребности, которые требуют серьезных финансовых вложений – обучение, закупка новых материалов, поездки на выставки и прочее, все это проходит без ущерба для семейного бюджета. Могу побаловать себя и дочек, спланировать какие-то серьезные покупки сама».