Дела для маленького ребенка
Несмотря на довольно большую разницу в возрасте, наши дети очень много времени проводят вместе. Дочка во всем пытается подражать брату, нараспев повторяет фонетические упражнения во время наших уроков, пробует оседлать его почти взрослый велосипед, хочет рисовать, лепить, строить, а так же помогать нам, только как он! Благодаря этому, а так же тому, что оба ребенка (в независимости от возраста) активно участвуют в делах семьи, у меня почти отпала необходимость планировать свой день исходя из нужд маленького ребенка. Развитие дочки (ей чуть больше двух) и наш обычный быт неотделимы, а ритм ее работает синхронно с ритмом дома, и почти нет дел, которые не спорились бы как в отлаженном механизме. Однако недавно, в связи с отъездом брата, механизм наш немного расшатался и сбился, так что мне пришлось искать новый, подходящий только для нас двоих.
С удивлением я обнаружила, что нашей самостоятельной и такой, обычно, занятой девочке тоже бывает скучно. Работать вдруг стало сложно, и только домашние дела спорились по прежнему весело. Сначала, в легкой панике, я отчаянно попыталась восстановить в памяти весь известный мне арсенал развлечений для двухлеток (вроде лепки и пальчиковых красок), а потом сделала глубокий вдох, помедитировала и решила, что по сути ничего не изменилось, просто надо самой найти свой новый ритм, а малышка уж подхватит его вслед за мной. Будут ей развлечения, будет ей развитие, будет ей и польза.
Любые бытовые дела это кладезь идей "раннего развития," с той только разницей, что вместо того, чтобы быть ведомым и направляемым, ребенок выступает в роли творца. Вместо организованного, специально для него спланированного занятия лепкой, почему бы просто не замесить тесто, и не начать упоенно лепить крендельки? Дети точно знают, где оно, настоящее, и через минуту вы будете лепить в четыре руки (криво - это ничего, главное, что весело). А если малыш не хочет присоединяться, тоже не беда, значит у него есть дела поважнее!
Дети хотят быть там, где мама (или папа) и делать так, как мама (или папа), однако выбор при таком подходе, что делать и когда, все-таки остается за ребенком. Молчаливо приглашая детей в нашу домашнюю жизнь, мы не только естественным образом развиваем и обучаем ребенка, но и даем бесценные знания об уходе за собой и близкими, и эти знания, без всяких сомнений, пригодятся ему в будущем.
Итак, какие дела можно предложить малышу, сохраняя его свободу, а так же право на творчество и неторопливое самостоятельное изучение мира, через наблюдения и разнообразные тактильные ощущения?
Уборка и другие домашние дела
В глазах маленьких детей домашняя работа выглядит очень соблазнительным делом. Не важно, если результаты деятельности вашего помощника оставляют желать лучшего, суть не в чистоте, а в прекрасном физическом упражнении, занятости, самостоятельности.
У моей дочки есть специальная варежка, которой она вытирает пыль. На варежке нарисован кролик (идея не моя, а из журнала Living Crafts), и, выполняя работу, дочурка одновременно ведет оживленную беседу с ее пушистым другом.
Помогая мне сортировать и складывать чистое белье, дочка любит раскладывать носки по цветам, баюкает куклу, завернув ее в полотенце, учится складывать носовые платки в аккуратные квадратики. По окончании работы, у нас есть ритуал - из одного из платков я делаю узелковую куколку, и счастливая дочка убегает играть.
Не менее любимое развлечение это "мытье посуды." Я наливаю в тазик теплую мыльную воду, кладу на дно ложки и столовые ножи. А если у меня есть возможность присмотреть за процессом, то почему бы не доверить и чашки (конечно, если это не бабушкин фарфор)?
Посадить цветок или немного зелени можно где угодно. Если есть солнечный балкон, то можно вырастить кустик помидор, а если в наличии имеется только подоконник, то даже петрушка с укропом послужат прекрасным опытом и уроком маленькому ребенку.
Лучше всего посадить не кактус, а что-то, что потом можно съесть, потому что сбор плодов является очень важным этапом для осознания происходящего. Наблюдая тот путь, который проходит растение от семечка до салата дети на уровне души понимают и принимают круговорот всего (в том числе и нас, людей) в природе.
Этой весной мы посадили много разной зелени. Дочка регулярно участвует в поливке растений, пробует рыхлить землю (под присмотром), а недавно помогла мне собрать первый урожай шнитт-лука. Помыв и порезав зеленый пучок, я положила его в творог, и предложила дочке попробовать, закусывая нашим домашним хлебом. Уговаривать мне ее не пришлось, ведь урожай она "собирала" сама!
Ухаживая за растениями, дети так же знакомятся с самой разнообразной жужжащей живностью, наблюдать за которой не только увлекательно, но и полезно. В отличии от жуков на книжных иллюстрациях, настоящие жуки ползают, шевелят усами и, да, иногда кусаются. Какая книга может дать такое богатство опыта?
Тесто и игры с ним, пожалуй, самое интересное и вкусное развлечение! Тесто подходит любое. Дочка с одинаковым удовольствием лепит печеньки и делает крендельки, чаще, конечно, результат ее лепки оставляет желать лучшего, но главное ведь не это! Ребенок занят, счастлив, и делает полезную и важную вещь!
Если выпечка в мои планы не входит, а дочку манят кулинарные подвиги, я выдаю ей тазик и ее персональную банку с мукой (предпочтительней банка с широким горлышком). Дочка очень любит перебирать муку пальцами, пересыпать из тазика в банку и обратно (чем не сенсорная коробка?). Мука, рассыпанная на столе, становится прекрасной поверхностью для рисования, снова и снова на ней можно создавать художественные шедевры.
Если вы не чувствительны к шуму, то из металлический и деревянной посуды получаются прекрасные музыкальные инструменты. Каждый ребенок рано или поздно обнаружит этот потенциал у кухонной утвари, и тогда держитесь соседи! Зато сколько информации о звуках и разных материалах можно почерпнуть из такого музыкального опыта.
Еще можно перебирать гречку, топить лед, чистить картошку, делать башенки из банок, создавать волшебные эликсиры, всего не перечесть. Потенциал кухни, как классной комнаты (для любого возраста), ограничен разве что фантазией ребенка и вашим консерватизмом. Главное тут, как и в других сферах домашней деятельности, не предлагать, а наблюдать, и давать немедленную помощь и поддержку для развития возникшего у ребенка интереса.
У многих из нас тяга у рукоделию проснулась именно с появлением детей. Но, по иронии судьбы, именно в этот прекрасный период нашей жизни на рукоделие остается меньше всего времени. Что делать? Когда это возможно, совмещать и приглашать детей заниматься рукоделием вместе с нами!
В нашем доме одним из самых популярных развлечений являются игры с пуговицами и с пустыми катушками от ниток. Причем сын любит их не меньше дочки.
Пуговицы вообще штука универсальная. Можно притворяться, что это сокровища, можно грузить в грузовики и перевозить с места на место, можно их считать, можно сортировать по цветам и размерам, можно использовать как печати, можно просто рассматривать или разыскивать одинаковые. Две большущих коробки с пуговицами стоят на самом видном месте в гостиной, и являются верным спасением даже в самый дождливый день.
Не менее интересны и деревянные катушки. Из них можно строить башни, выстраивать по размерам, дополнять обычными кубиками, считать, делать из них человечков и зверей.
Обучать шитью и вязанию в дочкином возрасте еще рано. Однако рукодельные занятия найдутся даже для таких малышей, как она. Как раз сейчас, дожидаясь наших мужчин из заморских странствий, я достала специальные карточки для шитья, которые когда-то делала для сына.
Карточку такую сделать несложно:
- Находим картинку с четким ярким образом с минимальным количеством деталей.
- Картинку распечатываем и наклеиваем на картон.
- По контуру образа делаем дырочки толстым шилом. И все, можно играть!
(Если есть связанная толстым крючком прихватка, то похожее занятие можно организовать без предварительной подготовки.)
Для "шитья" я выдаю дочке иголку с круглым концом, вдеваю в нее толстую шерстяную нитку, и, находясь неподалеку, предоставляю малышку саму себе.
Если захотеть, то можно подвести строгую педагогическую базу под то, насколько полезны все перечисленные занятия, но мне это не интересно. Вслед за такими столпами педагогики, как Мария Монтессори, Рудольф Штейнер и Шарлотта Мэйсон, я, наблюдая за своими детьми, не один раз убеждалась в том, что обучение маленьких детей лучше всего происходит через настоящий живой опыт, общение с родными, свободную игру, и близость к природе. Именно поэтому для меня так важно, что все мы живем и творим бок о бок, что детям весело, что они увлечены, и главное, что мы, одним своим присутствием рядом, дарим детям мир. Настоящий!