Чего не хватает няням в России: 4 проблемы, о которых не принято говорить
Список требований, который мамы выдвигают кандидатам на роль няни, часто поражает. Для хорошей няни уже давно мало просто любить детей, надо быть педагогом, поваром и музыкальным работником одновременно.
За списком требований родители часто забывают спросить, а что же нужно самой няне. Ведь помимо материального вознаграждения человек приходит за определенными условиями труда, которые работодатель не всегда может ему предложить.
В распоряжение редакции «Летидора» попало исследование образовательной платформы «Нянина школа» и сервиса по поиску работы в сфере домашнего персонала «Помогатель.ру» о том, что волнует среднестатистическую няню. В анкетировании приняло участие 244 няни от 18 до 68 лет (преимущественно женщины от 40 до 60 лет) из разных регионов России, а также граждане Украины и стран СНГ.
Мы изучили результаты исследования и делимся 5 ключевыми моментами, которые важно знать каждому родителю, приглашающему к себе в дом няню.
У нянь есть большая потребность в профильном образовании
В воспитании детей многие родители придерживаются сейчас методик раннего развития, соответственно и от няни они требуют владения самыми разнообразными обучающими и развивающими методиками.
45% опрошенных нянь отметили, что мамы часто хотят видеть работника, который не просто заботится и ухаживает за ребенком (хотя наличие опыта работы до сих пор остается приоритетным требованием), а человека с педагогическим образованием.
Любопытно, что запрос на образование нянь есть не только со стороны работодателя, но и со стороны самих нянь.
54% нянь хотели бы пройти профессиональное обучение для того, чтобы получить новые знания и навыки.
Такое мнение высказывали женщины, которые уже давно работают нянями и, как любые профессионалы, хотели бы совершенствоваться в своем деле.
Лишь 10% нянь хотят развиваться только для того, чтобы получить прибавку к зарплате.
Самая большая трудность в работе няни — меняющиеся требования родителей
44% опрошенных нянь отметили, что родители часто непоследовательны в своих требованиях. На собеседовании они оговаривают одни обязанности, а на практике выходит по-другому.
Например, на няню сваливают хозяйственные дела (уборка, готовка, глажка — не только за ребенком), которые не оговаривались изначально.
У нянь нет профессионального сообщества, которое могло бы поддержать и помочь в трудной ситуации
Конфликты с родителями, касающиеся обязанностей и воспитания ребенка, няням было бы проще решать, если бы у них была поддержка профессионального сообщества. Пока же няни делятся переживаниями со своими родственниками и друзьями (33,3%) или оставляют их при себе (28,4%).
Лишь небольшая часть респондентов в конфликтной или спорной ситуации обращалась к профильным специалистам (психологам, юристам и др.).
Данные опроса не подтвердили распространенное среди родителей мнение о том, что няни часто делятся своими проблемами с другими нянями на детских площадках. Так делали всего 7,8 % опрошенных.
Большинство респондентов ответили, что они считают важным обсуждать с коллегами и экспертами методики развития, новые игры и походы, преодоление возрастных кризисов у детей, взаимоотношения с родителями и другие вопросы. И готовы делать это на специальной «площадке».
Но пока у них нет такой возможности.
Няни хотели бы пользоваться бОльшим уважением со стороны родителей и детей
Многие няни в блоке «открытых» вопросов писали, что находятся под серьезным психологическим давлением и работают в недружелюбной среде. Они связывают это с неуважением к своему труду, с восприятием себя как прислуги, которая должна неукоснительно соблюдать требования семьи.
Няни отмечали, что родители подрывают их авторитет в глазах воспитанника, формируя образ «плохой няни».
После этого они уже не чувствуют себя уверенными в своем деле.
Некоторые респонденты отмечали, что «родители не поддерживают воспитательного процесса», «требуют каждый час писать, что мы делаем с ребенком». Почти четверть опрошенных указали, что при тотальном контроле их распорядка родители совсем не интересуются детьми (ради справедливости стоит сказать, что 50% опрошенных отметили, что родители все же спрашивают у них о том, как прошел день у их малыша).
Взаимоотношения с родителями и позиционирование няни в семье — одна из ключевых тем, которая интересовала участников опроса. Вот какими вопросами задавались няни:
- Как реагировать на неадекватных родителей: соглашаться или говорить свое мнение
- Как убедить родителей принять детей такими, какие они есть, а не такими, какие у них амбиции
- Как уговорить ребенка делать то, что он наотрез отказывается делать
- Как помочь младшему школьнику сохранять интерес к кружкам, в которые он ходит
- Как снимать у ребенка неожиданную агрессию, как мотивировать к учебе
- Как взаимодействовать с другой няней в семье? (если нянь несколько, каждая тянет одеяло на себя, не думая об интересах воспитанников)
Исследование показывает, что няни ориентированы на то, чтобы качественно выполнять свою работу.
И они действительно хотят помочь своим воспитанникам — отвлечь от гаджетов, поддержать мотивацию к учебе, развить разные способности, но при этом для нянь также важно признание своего труда. И часто не только в форме денег, но уважительного, «человеческого» отношения со стороны принимающей семьи.