Синдром «часто болеющий ребенок»

Синдром «часто болеющий ребенок»

Часто болеющие дети - это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так: 


- если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

- если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год;

- если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.



Внешние факторычастой заболеваемости ребенка:

- отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;

- материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;


- бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;


- наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

<br />
  • проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;


    • родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;


    - начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.


    - большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.


    Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.


    Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме. 


    <br />
    
    <h3> <b>Внутренние факторы</b> <b>частой заболеваемости ребенка:</b> </h3>
    


    - До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
    - раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    - аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    - наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    - на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    - плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    - у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    - нарушение состава микрофлоры кишечника.


    Комментирует Иван Лесков, отоларинголог:

    <br />
    

    “Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов». 


    <br />
    
    <h3> <b>Что делать?</b> </h3>
    

    Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:

    1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    2. Сдать анализы на антитела к вирусам;

    3. После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка


    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей. 


    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка ( кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса. 

    <br />
    

    В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

    <br />
    
    <br />
    
    <h3> <b>Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?</b> </h3>
    

    Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены.  Для стимуляции иммунитета  используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

    <br />
    

    Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

    <br />
    

    Из медикаментов в последнее время очень рекламируется деринат, он активизирует клеточный и гуморальный иммунитет. Менее известны нуклеонат натрия, оротат калия, сафинор. 

    <br />
    

    Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать  местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог.


    Комментирует Федор Лапий, иммунолог-инфекционист:

    <br />
    

    “Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л).  Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

    <br />
    

    Хорошо проводить интерферонопрофилактику. Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто  от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

    <br />
    

    Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры, они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной. 


    Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

    <br />
    

    Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение. Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител. 

    <br />
    

    При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению.  О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых  педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни. 

    <br />
    
    • Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.


      - Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.


      - Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают  спреи, например,  «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами  снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.


      - Промывать горло настоями трав, например, ромашки.


      - Постепенно вводить закаливающие процедуры. Тренировка реакции сосудов на охлаждение – обеспечивает хорошее кровоснабжение. В результате на коже и слизистых ребенка растет число клеток-убийц (фагоцитов), они уничтожают чужеродные микроорганизмы.


      - Часто гулять. Только высокая температура и другие пограничные ситуации могут заставить вас остаться дома. Старайтесь не ходить с ребенком в магазины и другие места скопления людей. Одевайте отпрыска адекватно погоде и двигательной активности.


      - Кормить разнообразно и благоразумно. Дополняйте свежие овощи, фрукты и ягоды – витаминно-минеральными комплексами (3-4 раза в год). 


      - Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.


      - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.


      - Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море, желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше  - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…


      - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям:  врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.


Лого letidor.ru

Комментарии