• Здоровье

И дети целы, и папы сыты, и мамы довольны: готовим вместе

И дети целы, и папы сыты, и мамы довольны: готовим вместе

У меня чудесные, самые замечательные в мире дети. Ровно до тех пор, пока они не начинают путаться под ногами на кухне, когда я готовлю.  Изгнать ребенка с мест приготовления пищи нельзя никаким способом. Поэтому я расслабилась и попыталась получить удовольствие. Так, чтоб и дети целы, и папы сыты, и мамы не бьются в истерике. Оказалось, готовить вместе с детьми – это не наказание. Это вкусно, полезно, увлекательно, весело и совершенно сказочно… Главное – усвоить совсем нехитрые правила совместной готовки, учитывающие то, что ребенок – это в первую очередь ребенок. А не профессиональный повар.

У меня чудесные, самые замечательные в мире дети. Ровно до тех пор, пока они не начинают путаться под ногами на кухне, когда я готовлю. Ежеминутный ужас облить ребенка горячей водой, нечаянно оттолкнуть его на раскаленную плиту или уронить родному дитятке на ногу нож превращают меня в разъяренную мегеру, ненавидящую собственных отпрысков.


Однако дети на кухне - неизбежное зло. Изгнать ребенка с мест приготовления пищи нельзя никаким способом. Даже опрокинутой на него кастрюлей с горячей водой. Почему? Потому что для ребенка готовка - это один из немногих способов бытового волшебства, которое происходит прямо у него на глазах. Когда одна вещь совершенно непонятных образов превращается в другую. Когда категорически несъедобные штуки - безвкусная мука и горький какао-порошок - вдруг становятся восхитительным шоколадным пирогом. И если ребенок учуял, что в каком-то месте происходят чудеса, то, поверьте уж, там он будет пастись изо всех своих детских сил.


Поэтому я расслабилась и попыталась получить удовольствие. Так, чтоб и дети целы, и папы сыты, и мамы не бьются в истерике. Оказалось, готовить вместе с детьми – это не наказание. Это вкусно, полезно, увлекательно, весело и совершенно сказочно… Главное – усвоить совсем нехитрые правила совместной готовки, учитывающие то, что ребенок – это в первую очередь ребенок. А не профессиональный повар.



1. Дети могут делать только безопасные вещи


Кухня – место повышенной опасности для ребенка. Во-первых, острые ножи. Во-вторых, раскаленная плита. В-третьих, недружелюбная бытовая техника. В зависимости от возраста ребенка опасностей на кухне становится все меньше и меньше – в пять мой сын вполне умеет обращаться с ножом, а моя десятилетняя падчерица давным-давно допущена до плиты. Однако совсем они не исчезнут никогда – порезаться или обжечься может даже взрослый человек.


-  Проговорите правила безопасности «на берегу». Ребенку нужно объяснить, почему делать те или иные вещи опасно. Нельзя играть с плитой. Нельзя играть с ножами. Нельзя совать пальцы в мясорубку и кухонный комбайн.


- Доверяйте ребенку только то, с чем он уже УМЕЕТ справляться. Либо, когда он учится делать новые вещи – постоянно будьте рядом с ребенком, помогайте и объясняйте ему, что делать.


- «Репетируйте» новые опасные процедуры. На стадии «обучения» работайте только с безопасными предметами – в первую очередь нужно резать тупыми ножами, и мешать в кастрюльке холодный салат, а не горячий суп.


- Откажитесь от заведомо опасных продуктов и процедур. Например, вместе с ребенком не стоит готовить пончики, требующие опасно капать тестом в раскаленное масло в кастрюльке.



2.Дети не умеют ждать


Ребенок – это вечный двигатель, прыгатель, скакатель и толкатель. Поэтому жаркое, которое надо тушить в горшочках на медленном огне четыре с половиной часа, предварительно пять часов вымачивая в специальном соусе – это развлечение только и исключительно для взрослых. Выбирая рецепт для готовки с ребенком, отметайте все, что нужно готовить ДОЛГО, либо все, что нужно готовить В НЕСКОЛЬКО ЭТАПОВ.


Если вы все-таки хотите готовить какое-то сложное блюдо, можно разбить этапы на «предварительный», который будет приготовлен заранее (заранее нарезанные и пассированные овощи для супа, заранее вымоченное мясо и так далее). И «основной», который вы будете делать с ребенком. Учтите, что если ребенку предстоит с чем-то (например, с начинкой для пирожков или перцев) работать, этому «чему-то» (в нашем случае, начинке) необходимо предварительно остыть и его тоже имеет смысл сделать заранее.


Вот, к примеру, моя собственная ошибка. Выбрала простой и красивый рецепт - фруктовое желе. Готовить почти ничего не надо, со всем справится сама малышня. Тем более детям было ужасно интересно – в качестве формочек для желе мы использовали их формочки для песка, тщательно вымытые в посудомойке. Однако оказалось, что вытерпеть несколько часов, пока желе застывает, дети совершенно не способны – «проверяли» блюдо они каждые полчаса, в результате удались только несколько порций, убранные на верхнюю полку холодильника. Остальные так и не застыли.



3.Дети обожают простые технологические процессы


Особенно те, которые могут сделать сами. Уже в два-три года ребенку можно смело доверить что-то перемешивать, раскатывать скалкой. Взбивать, выдавливать сок, натирать на терке. Вырезать из теста фигурки, лепить пирожки, резать. Красиво и аккуратно выкладывать что-то на тарелку наконец. Однако каждый такой процесс должен быть ограничен во времени и количестве – читайте пункт 2.



4.Дети не любят неудобства и не готовы с ними мириться


Нельзя готовить с ребенком из «неудобных» продуктов. Например, из лука – он вызывает слезы, из рыбы – у нее неприятный запах, а тщательно мыть руки во время и после готовки дети забывают.


Моя матушка как-то позвала пятилетнюю меня готовить замечательный суп из свежей крапивы. Воспоминания до сих пор радуют и меня, и ее. Не тем, что это было замечательно – а тем, что это было давно. Я терпеть не могу с детьми готовить рецепты, в составе которых есть мед и сгущенка – потому что в итоге мед и сгущенка оказываются не только в еде, но и во всем окружающем пространстве. Включая волосы детей и пол под ногами.



5. Дети обожают пробовать


На ура пойдут блюда с «промежуточными» состояниями или с уже готовыми составляющими, которые можно съесть. Например, сладкая выпечка – можно попробовать тесто. Салаты – можно сунуть в рот каждый отдельный компонент.



6. Дети обожают превращения


Превращения одной вещи в другую – именно то, что так привлекает ребенка на кухне. Еще одно – когда обычная еда становится чем-то необычным. Поэтому для готовки с детьми нужна фантазия и изобретательность. Обыкновенный бутерброд может превратиться в забавную мордашку, сосиски с макаронами – в веселых осьминогов, а половинки перцев, фаршированные кашей – в корабли пиратов, охотящихся за сокровищами.


Тесто – это прекрасный пластилин, располагающий ребенка проявить творческое начало. И не надо мешать ему лепить вместо идеальных пирожков третьего колобка или пятиногую лису.



7. Дети любят играть, сочинять и радовать


Поэтому в готовку необходимо вводить элемент игры. У нас хорошо работают следующие сценарии со сценарии совместной готовки:


- «готовим по волшебному/сказочному рецепту». Например, рецепт любимого шоколадно-бананового пирога я узнала одной старой волшебницы-самоучки. Именно такой пирог она готовила и ставила на поляне в лесу. На его запах (запах в самом деле получается восхитительный) слетались лесные феи и эльфы. А когда они улетали – съев весь пирог и поспав на тарелке, потому что феи маленькие и огромным пирогом объедались и засыпали – волшебница уносила блюдо домой. Но не мыла его, а собирала с блюда волшебную пыльцу, которая помогает летать и творить чудеса. Маленький кусочек нашего  пирога мы иногда относим в лес – чтобы местные феи тоже могли полакомиться.


- «сделаем кому-нибудь подарок, представляешь, как он обрадуется?» У нас есть любимый папин суп, любимый мамин салат, торт для бабушки и печенье, которым можно угостить всю группу в садике. Готовить для кого-то и ждать, что этот кто-то тому, что ты сделал, порадуется – очень здорово.


- «это историческое блюдо, которое спасло целую страну!» Некоторые рецепты – например, луковый суп или манную кашу – я сопровождаю краткими историческими справками. Нарыть информацию всегда можно в интернете – какао готовили индейцы, но оно было не сладкое, зато помогало поддерживать силы. Блины пекли на масленицу, потому что они похожи на солнце. Дети такую еду обожают.


- «готовим как в книжке/мультике/фильме». Тут рецептов – миллион. Сварить варенье вместе с Карлсоном, приготовить настоящий рататуй, испечь «Вафельное сердце». От самых маленьких кулинаров : «ладушки, ладушки, лепим мы оладушки, Илюшеньке с шоколадом, Ясеньке с мармеладом, а папе и маме со сметаною» до уже подрощеных: пирог со свининой по старому английскому рецепту, совершенно такой же, как тот, что готовил Бильбо Бэггинс.


- «мы будем учиться». У нас готовка неожиданно оказалось одним из этапов обучения чтению – например, мы приготовили буквы из теста и складывали из них слова. Когда мальчишки были совсем маленькими – готовили разных животных, учились, кто дает нам яйца, кто молоко, а как делают муку. Сейчас учим уже географию – луковый суп готовят в Париже, это столица Франции. А вафли в Бельгии, какие мы там города знаем? Оказывается, знаем такой город – Брюгге. Из книжек.



8. Дети любят готовить только из любимых продуктов


Вам никогда и ни за что не удастся убедить ребенка, что нужно и можно готовить из ненавидимого им шпината или творога.


В первую очередь, конечно, детям нравится готовить из продуктов, которые они любят, потому что ребенок всерьез рассчитывает съесть свой кулинарные шедевр (мои в процессе готовки часто обещают слопать все в одиночку и ни с кем не делиться). Готовить то, что тебе не вкусно и что ты поэтому сам заведомо есть не станешь, мало кому интересно.
Во вторую, как я уже говорила, дети очень любят пробовать будущее блюдо – а пробовать в процессе сгущенку куда приятнее, чем шпинат.


Конечно, любой мамочке хочется, чтобы ее чадо ело не любимые шоколадки, а то, что полезно. Лично для меня это повод изобретать «комбинированные» рецепты из того, что дети не любят и того, что дети обожают. Такой прием часто срабатывает – мы стали есть запеканки из творога, фаршированные перцы (заменив рис с мясом обычной гречкой), манную, рисовую и овсяную кашу (добавив в них фруктов и иногда сладостей)



9. Детям нужна точность и наглядность


Рецепт, по которому вы готовите с ребенком, должен быть максимально конкретным. Детям нельзя сказать: «насыпь муки примерно на глазок». Глазок у ребенка такой, что в тесте окажется половина пакета муки, а ребенок «на всякий случай» добавит ещё две пригоршни. Надо сказать: «насыпь муки шесть ложек». И показать, что ложка должна быть с горкой. (Кстати, еще и неплохой урок счета для тех, кому 3-4 года, получается). Детям нельзя сказать: «взбивай, пока не исчезнут комочки», - с ними надо стоять рядом и смотреть, как эти комочки исчезают. Нельзя сказать: «порежь несколько огурцов» - правильно: «порежь 4 огурца».


Проблема в том, что это взрослый способен представить себе результат, который должен получиться. Мы знаем, например, что нельзя резать полную тарелку огурцов - некуда будет класть помидоры. Ребенку такой абстрактный результат представить очень сложно – для него превращение продуктов в блюдо, как я уже говорила, некоторое абстрактное волшебство. В котором количество продуктов связано с тем, что получится в тарелке весьма опосредованно, это сплошная алхимия: примерно как взять три жабьи лапки, волосы мертвеца и пять перьев феникса - и получить приворотное зелье.



10. Дети любят быть самостоятельными


Фразу: «Я сам!» - я услышала примерно через полтора года после того, как стала мамой. У большинства детей это самая заветная мечта – поскорее вырасти, стать большими и уметь делать все те необыкновенные вещи, которые умеют делать взрослые. Научиться читать. Научиться ездить на двухколесном велосипеде. Ну и научиться готовить, конечно.


Дети очень любят показывать, что они уже умеют делать «взрослые» вещи. Поэтому нужны этапы готовки, за которые полностью «отвечает» сам ребенок, и эти этапы должны постепенно увеличиваться. Например, у четырехлетнего Яськи есть право мешать салат и раскатывать тесто. У почти шестилетнего Ильи – самостоятельно резать салат. А у десятилетней Анны – несколько рецептов, которые она может приготовить от и до и ужасно этим гордится.



11. Дети не любят неудач


Для ребенка любая неудача – всегда довольно сильное потрясение. Часто, начиная что-то и не справляясь с этим с первого раза, ребенок бросает «неудачное» занятие навсегда. Психологи все чаще говорят о том, что ребенку просто необходима атмосфера успешности.


И не только в рисовании, чтении и счете – в готовке она необходима тоже. И тут сразу два совета:


- Начинайте совместно готовить с рецептов, которые вы знаете. Или постарайтесь сперва сами приготовить тот новый рецепт, который будете готовить с ребенком.


- Хвалите ребенка за то, что у него получилось. Даже по принципу «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус». Исключения существует, но практически всегда лучше съесть приготовленный ребенком самостоятельно салат, даже если он сильно пересолен или вообще без соли. В крайнем случае съесть пару ложек, пожаловаться, что это ужасно, что ты не голодная, а потом салат выкинуть тайком и уверить, что все-все съедено.



Читайте также:
Печем пряники!
Тайная жизнь овощных пюре
Девять способов накормить ребенка овощами


Лого letidor.ru

Комментарии