Педприкорм - это не Педигрипал

Педприкорм - это не Педигрипал

Кормить ребенка, которому нет еще года, из своей тарелки? Давать совсем маленькие кусочки, которые можно глотать, даже не прожевывая? На этом принципе построен так называемый педагогический метод введения прикорма, или естественный, как его еще называют, или обучающим.

Кормить ребенка, которому нет еще года, из своей тарелки? Как это, ведь он не умеет жевать! – возразят многие. А если давать совсем маленькие кусочки, которые можно глотать, даже не прожевывая? На этом принципе построен так называемый педагогический метод введения прикорма, или естественный, как его еще называют, или обучающим. Обучающим – это значит, что в процессе ребенок чему-то учится.


В частности, он учится вести себя за столом, пользоваться приборами (не стоит, конечно, полугодовалому малышу давать нож и вилку, но ложку вполне). Он познакомится с разными вкусами и консистенциями блюд (а не только с пюреобразным нечто, что представляет собой современное детское питание).


А как вы думаете, кормили своих детей женщины в русских селениях лет эдак 150-200 назад? Тогда пюрешек не было в магазинах, а готовить отдельно на ребенка, имея мал-мала-меньше, не представлялось возможным. Вот и кормили из своей тарелки кашей, щами – всем понемножку. Приучали есть аккуратно, чтоб не мыть весь дом после трапезы. В общем, педприкорм – не новое веяние, а старое, но хорошо забытое в цивилизованном мире. Однако, врачи стали разрабатывать теорию такого прикорма лет 5 назад. В магазинах появились книги по этой теме, вот некоторые выводы из этих книг.


Давать из своей тарелки надо очень понемногу, примерно размер кусочка должен быть равен спичечной головке. И не больше трех «порций» одного блюда. Если ребенок просит еще – предложите ему что-то другое из того, что лежит у вас на тарелке. Но ребенок же останется голодным! – запротестуют бабушки. Суть педагогического прикорма не накормить малыша, а познакомить его с разными продуктами. Основным питанием для крохи останется мамино молоко. А если в маминой тарелке лежит что-то мягко скажем не очень полезное для маленького желудочка? В таком случае, маме следует пересмотреть свое питание, тем более, что она продолжает кормить ребенка грудью! Тем не менее, не стоит переходить на бессолевую диету, вы не должны готовить себе (считай ребенку) отдельно. Даже соленая пища в микродозах (спичечная головка) не может повредить. Тем  более, что кусочек, попадая в желудок, проходит транзитом, соприкасаясь со слизистой минимальной площадью, в отличие от пюре, которое обволакивает слизистую. Это можно увидеть «на выходе», то есть в памперсе или подгузнике, что кусочек вышел неизмененным.


А что делать с твердой пищей? Можно дать ребенку твердый кусочек в руку, чтобы он учился кусать. Например, кусок яблока, моркови или сушку – пусть мусолит, много все равно не съест. А если у малыша оказался во рту большой кусок, то мама легко его выудит своей рукой, чтоб не подавился. Напитки, которые пьет мама, наливают ребенку в кружку на донышко (один глоток), а напьется малыш молоком или водой (если он на искусственном вскармливании).


Теперь разберемся, когда можно начинать эти упражнения. Некоторые специалисты считают, что начинать можно, как только у ребенка возник «пищевой интерес», то есть он начал интересоваться содержанием маминой или папиной тарелки и пытаться что-то у вас «украсть». Другие сходятся во мнении, что знак к введению педприкорма – первый зуб. Раз появилось, чем жевать, то, значит, можно тренировать этот навык. Однако, у многих детей первый зуб и пищевой интерес появляются месяцев в 4-5, так что, – давать или подождать? Дело в том, что ферментные системы ребенка начинают созревать к полугоду, соответственно, раньше ему просто нечем переваривать иную пищу, кроме материнского молока или адаптированной смеси. Так что лучше подождать до 6 месяцев, и потом осторожно пробовать вводить пищу с общего стола.


С микродозами надо продолжать прикорм в течение 3-4 недель, хорошо если за этот период удастся познакомить малыша с большинством блюд, которые едят в семье. Потом можно увеличить порцию. Пусть ребенок ест как вместе с мамой, так и вместе с папой (ведь нередко рационы родителей различаются). Сажать ребенка необходимо на дальнее от стола колена мамы или папы, и давать ему только тогда, когда он просит еду (а не тогда, когда вы решили, что надо). То есть должна происходить «конкуренция» за пищу между малышом и мамой. У мамы нет цели накормить ребенка, а у ребенка есть цель добиться того, чтобы мама «оделила» его кусочком из своей тарелки. Если мама ест с аппетитом, то ребенок, подражая ей, будет тоже есть. Если в какой-то момент интерес малыша к еде потерян, он начинает отвлекаться, то мама дает ему его кусок, снимает с колен и продолжает свою трапезу, а ребенок идет играть.


В год ребенку выделяют собственное место за столом, его сажают в стульчик для кормления, сняв с него столешницу и придвинув его вплотную к столу. Ставят перед ним тарелку, дают приборы. На тарелку кладут немного меньше, чем ребенок способен съесть за раз. В этом возрасте ребенок уже умеет пить из кружки. При этом на кухне нет игрушек, ребенка никто не развлекает за столом, не смотрят взрослые и телевизор, чтобы ребенок не отвлекался.



Еще несколько полезных правил для обучения правильному поведению за столом:

  1. Правила поведения ребенка на кухне и за столом устанавливает мама.

  2. Мама ест первая, не обремененная заботой о накармливании ребенка.

  3. Отдельно для ребенка ничего не готовится, еда не перетирается в пюре.

  4. Еда должна быть разнообразная, богатая белками и углеводами.

  5. Диета для кормящей мамы и её грудничка может быть только в случае медицинских показаний.

  6. Нет ограничений в прикладываниях к груди. Можно грудь дать и за столом, но «без отрыва» от трапезы.

  7. Малыш получает твердыми кусочками ту еду, которая приготовлена на всю семью, и которую ест мама.

  8. Напитки, и вообще жидкость ребенок пробует в небольших порциях.

  9. Количество съедаемой пищи увеличивается у ребенка только в зависимости от его «запросов», постепенно и очень медленно.

  10. Ребенок ест за общим столом, вместе со всеми.

  11. Между основными усаживаниями за стол ребенок кусочничает.

  12. Взрослые едят с аппетитом, не акцентируя внимание на ребенке.

  13. Еда на столе должна быть в ограниченном количестве.

  14. Малыш не должен видеть, что еда выбрасывается.

  15. Мама не должна позволять малышу играть с едой, размазывать её, кидать, плевать... Еда используется только «по назначению».

  16. Если ребенок не съел свой кусок, или оставил еду в тарелке, мама молча доедает это сама, демонстрируя ценность пищи.

  17. Если Ваш грудничок пока не проявляет интерес к еде, наберитесь терпения, и не трогайте дитя!

Лого letidor.ru

    Комментарии