19 марта в 15:33

Почему игры детей поколения Z отличаются от игр, в которые играли мы в своем детстве

Стоит ли стремиться к тому, что было раньше, или можно найти баланс?

В том, как играют современные дети и нужен ли им планшет, «Летидор» разбирался с Марией Баулиной, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры клинической психологии Московского института психоанализа.

Мария Баулина, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии Московского института психоанализа

Мы бегали во дворе, играли в дочки-матери и покупали камушки и песок на деньги-листики, а они создают свои миры в высокотехнологичных приложениях?

«На самом деле какое-то принципиально иное отношение к играм у разных поколений – это миф. Предпочтения во многом зависят от среды и окружения.

Неоднократно проверено: на природе, в летних лагерях, в больших компаниях на даче, дети, если предложить, с радостью включаются в уличные забавы и могут так же играть с подручными материалами, как когда-то их мамы и папы, чередуя эти развлечения с гаджетами», – убеждена Мария Баулина.

И по-прежнему никуда не пропадали догонялки, прятки, «камень-ножницы-бумага», игры с мячом, бадминтон и теннис.

Супергерои и космонавты

Но, конечно, какие-то изменения все же произошли. Это касается, например, сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок копирует стереотипы поведения, изучает социальные роли.

Раньше детям постоянно говорили, как важно получить профессию, создать семью, и они чаще играли во врачей, учителей, космонавтов.

«Современные игры часто приближены к волшебной, более интересной для детей реальности, так же, как современные детские книги и фильмы.

Неудивительно, что дети хотят быть супергероями из любимых комиксов или девочками из школы волшебства. Такие роли развивают фантазию и делают ставку на индивидуальность».

Depositphotos

Плащ Гарри Поттера и перчатки Эльзы

В играх усовершенствовалась атрибутика. Наше поколение, так называемые «иксы», росли в обществе, где дети должны были развлекать себя сами. Это развивало утилитарную фантазию – мы делали домики под столом, а костюмы – из старой маминой одежды и кухонных полотенец.

Детям поколения Z предлагают более конкретные, высокотехнологичные решения – вот набор врача со стетоскопом, имитирующим стук сердца, вот плащ и палочка волшебника, вот костюм принцессы из «Холодного сердца», такой же, как в мультфильме.

«Для малышей трех-пяти лет это не принципиально: они все равно играют по-своему, делая из кассы машинку, а из игрушечной кастрюли – шлем для рыцаря. У детей более старшего возраста фантазия уже не такая яркая и представить палку бластером у них не получается.

В дальнейшем такие высокие стандарты приводят к более точной искусной проработке деталей в процессе творчества.

Если уж рисовать открытку для мамы – то такую, чтобы не отличить от настоящей», – рассказывает родителям психолог.

Хорошо, если получится найти баланс между творчеством и высокими технологиями. Например, в бесплатном мобильном приложении Applaydu от Kinder можно отсканировать и «оживить» любимую игрушку из Kinder Сюрприз и играть с ней в дополненной реальности.

Depositphotos

Баланс виртуального и реального

Конечно, говоря о современных играх, нельзя не упомянуть про диджитал-игры, использование которых интересует каждого родителя. В первую очередь, игра – это просто инструмент, как, например, книга. Она может быть как базовой, так и информативной и содержательной.

Задачи у игр тоже могут быть самими разными: развитие, развлечение и даже сближение родителей со своим ребенком. Кроме того, исследования показывают, что многие игры, например, те, где надо уворачиваться от препятствий или попадать по целям, повышают уровень реакции, способствуют зрительно-моторной координации.

Есть игры, которые тренируют память, внимание, помогают заучить какие-то слова или правила.

Многие программы помогают сэкономить время и средства на всевозможных курсах и репетиторах.

Например, в приложении Applaydu от Kinder есть мини-игры, которые помогают изучать цифры, формы и цвета, тренировать моторику, память, практиковать творческие способности, и охватывает разные области – математику, географию, чтение и письмо. Уровни адаптируются под возраст и способности ребенка.

Depositphotos

«Выбор игр и приложений зависит от возраста ребенка. Например, все знают, как важно сочетание эмоционального развития и интеллектуальных навыков у детей. Например, четырехлетнему ребенку, который знакомится с миром животных, будет интересно сходить в зоологический музей, посмотреть на зебру, узнать, как она ест траву, как жует, стучит копытом. А после этого он сможет провести виртуальную зебру в игре по лабиринту, чтобы она смогла найти еду, и узнать про нее дополнительную информацию», – советует Мария Баулина.

Реальные и виртуальные игры развивают разные функции, тем самым дополняя друг друга.

Играя с мамой вместе в приложении, ребенок учится фантазировать, работать вместе, быстро реагировать. Веселый и яркий виртуальный мир приложений станет дополнением реального, поможет реализовать идеи, которые технически сложно воплотить без гаджетов, и наоборот – подаст ребенку идеи для творчества в реальной среде.

«Ожившая благодаря приложению виртуальная зебра из шоколадного яйца Kinder Сюрприз вызовет яркие эмоции, повеселит, и станет участников веселых игр. При этом ребенок сможет вынести этот игровой опыт в реальный мир, в котором, вдохновившись, будет творить вместе с родителями», – говорит Мария Баулина.

Узнать больше о том, как виртуальные игры можно использовать для стимулирования различных навыков ребенка, можно в спецпроекте от Kinder, подготовленном вместе с экспертами.

Фото: Depositphotos

Устали читать? Тогда слушайте и смотрите! «Летидор» теперь в TikTok!

Семейный гороскоп