Опубликовано 14 июня 2018, 00:20

Как вовремя распознать игровую зависимость и помочь своему ребенку: личный опыт мамы

Читайте о личном опыте мамы, которая помогла своему ребенку преодолеть компьютерную зависимость.
shutterstock.com

shutterstock.com

В редакцию «Летидора» пришло письмо от Анны Зуб — психолога, бизнес-тренера и мамы 10-летнего парня. Анна рассказала нам свою историю о том, как она распознала у сына зависимость от компьютера и помогла ему ее победить.

Уверены, что эти рекомендации могут быть полезны многим родителям.

Анна Зуб

Анна Зуб

Таким родным, таким славным и смышленым был мой малыш еще пару лет назад! А сегодня ты можешь не замечать меня часами, не слышать окружающих, не реагировать на просьбы, уговоры и даже на угрозы. Ты часами сидишь за компьютером, планшетом или смартфоном. Ты поглощен виртуальным миром ежедневно по несколько часов. И мне кажется, если бы не было ограничений, ты бы не отрывался от него никогда.

Сегодня многие узнают эту ситуацию, когда ребенок 8-12 лет часами просиживает за компьютером, пренебрегает другими занятиями, общением с друзьями, прогулками на улице и даже сном и едой.

Эту проблему признает все международное сообщество. В 2018 году ВОЗ впервые включит игровое расстройство в список болезней.

Выходит, игровая зависимость — это самый настоящий диагноз.

Проблемой могут быть и игры, и социальные сети, и YouTube, и даже создание презентаций PowerPoint или творческий процесс в Paint. Все, что может доставлять удовольствие, заставляет оставаться в виртуальном мире.

Для упрощения я называю это Экраном, а данную проблему — Зависимостью от Экрана.

Когда мой ребенок научился пользоваться компьютером и планшетом, я была рада его успехам. Некоторые родители, и я не исключение, отправили своих 7-9-летних ребят в школу программирования.

И о, родительская гордость! Мой отпрыск сам создал простенькую игру и сайт.

А вдруг мой ребенок гениален? Может? Просиживание часами за компом позволит родиться новому Марку Цукербергу или Илону Маску? Но почему он сидит за компьютером по 12 часов в день и рыдает, когда я его выключаю? Этот вопрос не давал мне покоя. Я изучала природу зависимостей и искала ответы на свои вопросы.

Благодаря своему второму образованию психолога я знала, что зависимости имеют психологическую подоплеку. Они связаны с детскими травмами, комплексами, заниженной самооценкой, законсервированными обидами, нереализованными потребностями.

Люди с зависимостями нуждаются в психологической помощи. Самостоятельно болезнь могут победить только единицы.

Я изучала исследования ученых-нейробиологов, описанные в книгах и монографиях как отечественных, так и западных. Я использовала источники, данные которых были основаны на фактах, экспериментах и статистически репрезентативны.

Мне стало понятно, что если речь идет о зависимости, то ее в одиночку не решить. Но была ли это зависимость?

Как вовремя распознать игровую зависимость и помочь своему ребенку: личный опыт мамы

Как отличить болезненную зависимость от полезной привычки

Вот к какому выводу пришла я: главное отличие невинного увлечения от зависимости — это безвредность. Пока деятельность не причиняет вред здоровью, физическому и умственному развитию — это безопасно.

Пока ребенок не начинает использовать время в пользу Экрана вместо других важных занятий, которым раньше даже отдавал предпочтение — это безвредно.

Утром выходного дня я проснулась с улыбкой, и понимаю, что проснулась сама потому, что выспалась, и никто меня не разбудил. Счастливо потягиваюсь, захожу в комнату сына, вижу его за компьютером и понимаю, что он уже давно не спит. И к 12 часам дня он еще не просил завтрак.

Ребенок просыпается в выходной день раньше, чем когда идет в школу, и сразу за компьютер. А вечером, когда я уже готова провалиться в сон, стойкий солдатик из последних сил борется со сном, но не выключает игру.

Однажды вечером, часов в 10, я сказала сыну, что иду спать и пожелала ему сладких снов в полной уверенности, что он сознательно закончит игру и тоже ляжет спать.

Потом он честно признался мне, что играл до 6 утра. Это уже сигнал тревоги.

В детской школе программирования мой сын не воодушевился и не вдохновился созданием своего маленького сайта. Совершенствовать новый навык ему не хотелось.

И он признался: «Мама, я хожу на программирование, чтобы быстро все поделать и потом еще два часа играть на компе, пока ты меня не заберешь».

Все эти накопившиеся факты давали мне уверенность в том, что это уже не невинное увлечение. Если ребенок талантлив и проявляет здоровый интерес к технологиям, то он, скорее наоборот, будет с радостью заканчивать создание новой программы. Удовольствие ему будет приносить результат. Он будет хотеть постигать новые высоты, создавать новые сайты. Возможно, он даже будет показывать вам свои достижения и гордиться ими.

Гениальность — это результат, а зависимость — процесс.

Как только я заметила, что работа с Экраном идет в разрез с нормальным образом жизни, я начала смотреть на это как на проблему. Как это проверить? Я собрала все свои знания и ответила на ряд вопросов.

Ребенок использует Экран в ущерб учебе? При первой возможности он садится за компьютер, максимально откладывает все дела и уроки?

Готов вместо сна играть на компьютере, как в примере выше?

Ребенок предпочтет остаться за Экраном, если во время компьютерной игры позвонил приятель и зовет на улицу?

Он откажется на это время от еды, если не разрешено есть за Экраном?

Ребенок злится и впадает в уныние, когда я его отрываю от Экрана, а также может начать плакать и даже устроить истерику?

Любая задача кажется ему невыносимой и непосильной, если она отдаляет его от Экрана? Это приводит его в такое же горестное состояние, которое я могла бы почувствовать, если бы шеф отменил мой отпуск на Мальдивы.

Ребенок просидел весь день за экраном, а вечером впал в депрессивное состояние, не знает, чем заняться, не хочет никуда идти, жалуется на головную боль, на то, что ему и скучно, и грустно, и вообще, что жизнь не удалась?

Мои утвердительные ответы на все вопросы дали мне понять, что это зависимость, и пора что-то предпринять.

Как вовремя распознать игровую зависимость и помочь своему ребенку: личный опыт мамы

У курения и игромании один и тот же механизм

Если упрощенно, то принцип развития любой зависимости таков: есть нечто, что вызывает удовольствие и состояние эйфории, мозг запоминает это, и когда ему грустно, вновь обращается к чудо-средству.

Далее этот опыт повторяется и закрепляется. Зависимость развивается и прогрессирует.

Я стала наблюдать за своим ребенком и заодно за собой. Есть три стадии развития зависимости:

1. Стадия психологической зависимости. Мозг привыкает к чудо-средству. Возникает так называемая толерантность — с каждым разом требуется доза побольше. За экраном хочется посидеть подольше, мощность компьютера хочется увеличить, докупить памяти, улучшить видеокарту.

На этом этапе таким способом ребенок снимает стресс — уходит от своих печалей.

Есть и второй вариант, когда ребенок стремится за вдохновением, уверенностью в себе — идет к тому, что делает его счастливым.

В этот период может наблюдаться расстройство настроения, сна, раздражение и рассеянность.

2. Стадия физической зависимости. В классических зависимостях она характеризуется функциональными расстройствами и имеет страшное название абстинентный синдром, или ломка.

Организм адаптировался к новому существованию и больше сам не радуется жизни, ведь за него это делает чудо-средство.

В период отсутствия экрана организм не в состоянии самостоятельно обрабатывать и справляться с раздражителями, например, мамиными просьбами помыть чашку или вопросами об учебе. «Оголенные нервы» делают организм беззащитным, что вызывает в том числе и физические страдания.

3. Болезненная необходимость. Не вдаваясь в ужасы физиологии этой стадии, чудо-средство больше не приносит счастья, но необходимо для снятия ломки. То есть продолжает наносить вред жизненно важным процессам, но уже не дает ничего взамен.

Как вовремя распознать игровую зависимость и помочь своему ребенку: личный опыт мамы

Как предотвратить зависимость

Отвечая сама себе на вопрос, как же это могло произойти, я нашла несколько возможных путей, которые меня привели к этой ситуации. Когда моему ребенку было 4-6 лет, нужно было следовать нескольким правилам и не отступать от них даже в случае трудностей.

Я сформулировала их в виде рекомендаций для себя и для других.

Приучать малыша к различным видам деятельности. Пробовать все — и однажды что-то ему особенно понравится. А если и нет, то ребенок будет приучен к разнообразной деятельности, а не к одному способу проведения времени. Это был бы мой спасательный круг.

Дать ребенку живое общение, даже когда меня нет рядом. Не оставлять сына с гаджетами, когда мне некогда им заниматься. Когда гаджеты позволили нам получить наше свободное время, мы были счастливы и воздавали благодарности создателю Смешариков не меньше, чем изобретателю памперсов.

Лучше нанять почасовую няню, пусть отведет ребенка в кружок или катается с ним на велике вокруг дома.

Устанавливать временной лимит на все гаджеты. Это должно стать законом жизни маленького человека раз и навсегда. И вообще, навык приоритетов времени и чувство меры будет однозначно не лишним во взрослой жизни.

Подавать пример. Стараться самой не просиживать в гаджетах часами в присутствии ребенка.

Жить и общаться со своим ребенком. И делать это так, чтобы не допустить в его жизнь такие психологические деструктивы, как: «я никому не нужен», «я очень одинок», «со мной никто не дружит», «я тупой», «я самый слабый», «я ничего не стою», «я все только порчу» и прочие упоминания о заниженной самооценке, чувстве ненужности и самоуничижении.

И любить ребенка просто за то, что он есть.

А что же делать, если проблема уже есть и создает дискомфорт в семье? Теперь, когда я точно обнаружила у моего ребенка проявления зависимости от Экрана, я уже не впадала в отчаяние. Я зафиксировала проблему. Теперь нужно разработать план и следовать ему.

Как вовремя распознать игровую зависимость и помочь своему ребенку: личный опыт мамы

Как избавить ребенка от зависимости от Экрана

Когда симптомы зависимости были замечены, я приступила к созданию плана:

Провести «правильную» беседу. Поговорить со своим ребенком, признать существование проблемы и договориться, что я буду помощником в ее решении.

Сразу скажу, я понимала, если первая стадия уже в апогее, то конструктивный разговор, скорее всего, не получится.

Но моя задача была обозначить свои намерения и озвучить план новой жизни.

«Правильная» беседа учитывала также мои знания о психологических деструктивах, которые я прозевала на предыдущем этапе и о способах их исправления.

Мой разговор выглядел примерно так:

«Заяц, мне очень плохо, когда ты грустишь. И я заметила, что так бывает после твоего возвращения из виртуального мира. А еще я заметила, как тебе плохо, когда я тебя ругаю за плохую учебу.

Я стала искать причины и пыталась понять, почему ты грустишь. Оказалось, что есть такая «компьютерная зависимость». Помнишь, мы смотрели спектакль, как мальчика поглотила виртуальная реальность? Так вот, в жизни тоже так бывает.

А потом я изучала эту проблему и узнала, как я могу тебе помочь. Но мне очень нужно твое содействие. Мы будем это делать вместе. Вот мой план. Теперь наши с тобой дни будут более интересными и насыщенными, я буду счастлива гулять с тобой и обсуждать интересующие тебя темы. Про будущее, про черные дыры, про Губку Боба тоже. Я хочу, чтобы ты больше не грустил из-за этого и я знаю, как это сделать. И научу тебя».

Известие о том, что времени на экраны будет меньше, моего сына огорчило. Понимание, что так лучше для него, наступило, но не помогало. Однако план должен быть принят, даже несмотря на возражения. Возражения ребенка по данному вопросу не могут быть аргументированы, а значит, и учтены.

Конечно, все дети разные. Думаю, каждая мама лучше знает, как ей провести такую беседу, как подобрать правильные слова.

Но все же помните: если это зависимость, то вам придется проявить волю, ребенок добровольно не сдаст позиции.

Мой план был такой:

Разработать недельный график, в котором ребенок будет всегда чем-то занят. Учеба, тренировки, рисование, музыка, танцы, репетиторы, развивающие центры, обязательно помощь по дому, совместные развлечения, общение с друзьями, отдых, походы в кино, театры, выставки — все, на что хватает бюджета и фантазии.

Определить режим дня — по часам учеба, питание и сон, остальное можно большими мазками.

Установить лимит на все гаджеты: 30 минут в будни и 1,5-2 часа в выходные. Это на все виды деятельности: и на учебу, и на креатив, и на развлечения.

Такой лимит времени рекомендует современная медицина и психология.

Пять-шесть часов в неделю гарантируют, что мой ребенок не останется неуверенным пользователем современных технологий. Существует много приложений, позволяющих контролировать время и действия в гаджетах. Я пользовалась Kasperskiy Save Kids, Time Boss и для определения местоположения ребенка через смартфон – GeoLog.

И теперь следовать своему плану. Это самое главное и самое трудное — быть последовательным и все это неукоснительно выполнять. Уже около года мы идем по плану, и в целом я довольна результатом.

При этом я не стала строгим генералом и не строю всех по секундам!

Я всегда и безусловно люблю своего ребенка и даю ему почувствовать мою любовь в обнимашках.

Я верю, что мой ребенок научится получать свой допинг в семье, в общении, с друзьями, в соревнованиях, в познании нового, в своих победах и достижениях. Мы вместе проводим время гармонично, уважая интересы друг друга, беря на себя ответственность и заботясь друг о друге.

Сегодня, когда я задаю сыну вопрос «Как бы ты поступил сейчас, если бы все ограничения были сняты?», он отвечает «Сначала бы я наигрался от души, а потом все же установил себе меру».

Фото: Shutterstock.com

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!