Девочки-подростки: в кругу своих

Девочки-подростки: в кругу своих

В возрасте 11-13 лет девочки из относительно однородной группы детского коллектива, например, класса, начинают разделяться на группы. Компания начинает себя явно отделять от окружающих, обособляется, создает свою внутреннюю культуру, свои правила.

Из чего же сделаны девочки? Чего в них только нет! И каждый год, каждый день находится в них что-то новое. Вчера их интересовали куклы, а вдруг они воротят от них нос и фыркают с раздражением. Да, дети растут, меняются, и на смену одним проблемам приходят другие. В возрасте 11-13 лет девочки из относительно однородной группы детского коллектива, например класса, начинают разделяться на группы. Эти отдельные компании собираются по тем или иным интересам или схожему социальному происхождению.


Процесс группообразования в среде такого возраста – естественный процесс. Это первые шаги для создания «социального лица». В компаниях девочки узнают и обучаются дружеским связям. Да, дети и до этого дружили, и да, у детей были свои друзья и враги, но здесь уже все совсем по-другому. Компания начинает себя явно отделять от окружающих, обособляется, создает свою внутреннюю культуру, свои правила. Внутри группы девочки могут вести себя более раскованно, там они могут делиться секретами, рассчитывать на поддержку и уважение. А что же до остальных? Тут уже появляется разделение на «своих» и «чужих».


Тогда же начинает появляться первая социальная иерархия. Это не просто «отличники» и «двоечники» или «богатые» и «бедные», тут появляется много нюансов. Какой статус у той или иной девочки по отношению к ее сверстницам, определяется по очень многим параметрам. Это и факт, в какую группу-компанию она входит; и кто ее родители; где она живет; как она одевается; как она себя ведет, как выглядит; чем интересуется и, масса всего другого. Если какую-нибудь девочку спросить про отношения в классе, и кто с кем дружит и почему, то можно увязнуть в бесконечных девичьих дружеских хитросплетениях. Но самое главное, что среди всех этих сложных и тонких взаимодействий в коллективе, девочка может быть, словами западных психологов, «популярной» и «непопулярной». Такое деление у нас не очень принято и для «популярных девочек» находятся другие названия. Это может быть «активистка», «авторитетная девочка», «лидер». Как бы ее не называли, она стоит на вершине детской социальной пирамиды.



Грани популярности

Быть «популярной» можно по-разному. Девочку могут все знать и любить потому, что у нее хороший характер, он имеет какие-то реальные достижения, которые ценятся другими детьми, и она дружелюбна практически со всеми. В таком случае в советские годы говорили, что она «верный и хороший товарищ». Это позитивное лидерство, которое основано на равных взаимоотношениях. Именно оно обогащает социальный багаж ребенка положительными примерами и хорошей обратной связью.


Многие говорят, что жизнь полна негодяев, и к встрече с ними ребенку надо усиленно готовиться, иначе ребенок просто пропадет, не сможет противостоять трудностям жизни. Однако практика показывает, что группы детей, образованные вокруг позитивного лидера, лучше функционируют в социуме, создают более крепкие связи и сами могут быть друзьями, на которых можно положиться без страха. Они знают, как быть такими, и что это многое значит для окружающих. И, так как группа их не изолирует от окружающего мира, они все так же встречаются с теми самыми негодяями, но ведут с ними себя более спокойно и уверенно. Кроме того, у них лучше самооценка, и они не боятся брать на себя ответственность.


Другой вид «девичьего лидерства» - отрицательный. В англоязычной литературе такую девочку-лидера называют «королева пчела». Она, как правило, обладает какими-то особыми данными или же возможностями, но в отличие от лидера позитивного, не желает строить равных отношений с другими детьми. Эта девочка организует вокруг себя группу сверстниц, в которой она является центральной фигурой, и диктует свои законы. Здесь не может идти речи ни о каком равноправии в компании. Она, и только она, может решать судьбу всех вокруг. По характеру ее сравнивают с «королевой червей» из «Алисы в стране чудес», со всеми «замечательными» качествами.


Так случается, что социальная иерархия детей, а затем, подростков строится не вокруг положительного лидера, а именно вокруг «королевы пчелы». Это, к сожалению, не удивительно, потому что редкий ребенок или подросток имеет «стойку» и положительную самооценку. Тут не только «злые родители», но и еще сам подростковый возраст со своими особенностями. В частности, дети, близкие к подростковому возрасту, больше ориентированы на коллектив сверстников, пытаются определиться с тем, какое место они могут занять в социуме, и как могут его менять. Никто не может предсказать и быть уверенным в своих силах и быть застрахованным от провалов. Но каждый ребенок реагирует на этот негативный опыт по-разному, и также по-разному организует свое поведение в детском коллективе.



Девочковая "пирамида"

Структура детского подросткового сообщества довольно сложна, но организована в виде уровней-иерархий. «Королева-пчела» стоит как бы на вершине пирамиды, хотя социальная структура не совсем пирамидальна.
Итак, что это за социальная структура:


1. «Королева пчела». С первого взгляда кажется, что девочка достигла социального успеха. Большое количество детей «смотрят ей в рот» и она может решать, кого социально казнить, а кого миловать. Тех, кто ее как-то не устраивает, она может превратить в изгоев или постоянную жертву насмешек. Другие дети и подростки стараются с ней не сталкиваться, или набиваются к ней в друзья. Чего еще хотеть в подростковом возрасте?


Она, своего рода, «внутришкольное солнце», вокруг которого крутятся все планеты. Но на самом деле эта девочка крайне неуверена в себе. Она тщательно следит, чтобы никто не мог конкурировать с ней, старается создать атмосферу страха и иногда устраивает показательное силовое воздействие на тех, кто имеет совершенно очевидный более низкий статус и не может ей сопротивляться. Потеря лидирующего положения в обществе, и даже ситуаций, в результате которых она будет "не на высоте" в глазах сверстников, для нее - настоящая жизненная катастрофа. Именно она часто является источником и инициатором отношенческой агрессии по отношению к другим.


Это значит, что она устраивает интриги, может высказать свое негативное мнение, которое подхватывается другими детьми и становится ведущим в определении положения тех или иных членов данного детского или подросткового коллектива, инициировать бойкоты, игнорирование или преследование жертвы. Фактически, она может выставить кого-то из сверстниц в формате "вон из социума", либо устроить травлю.


2. «Подружки». Это одна или несколько девочек, которые являются «придворными дамами». Они действительно будто бы дружат, но на самом деле являются фоном королевы пчелы. Они часто поддерживают определенный этикет, манеру одеваться, говорить, проводить определенным образом время. Для них «королева пчела» - «лучший друг», от которого зависит все в их жизни. На ней строится их самооценка, и ее общество является основой их «я»-концепции. Они находятся в некотором постоянном напряжении и стараются во всем поддерживать и потакать лидеру, потому что, если та вдруг обидится или разозлится и вычеркнет их из подруг, для них это будет равносильно социальному краху.


3. «Интриганка». Это, как правило, одна из девочек в школе, которая все про всех знает, но никогда не разболтает тайны. Она умело пользуется информацией, устраивает многоходовые схемы, сталкивает лбами других и так держит в руках все общество. Она не очень стремится занять место непосредственного лидера, это слишком для нее скучно и просто. Но с ней на всякий случай дружат все, и даже «королева пчела» вынуждена почтительно и вежливо с ней общаться.


4. «Птицы свободного полета». Девочки, которые не «играют» в иерархии. Их самооценка не зависит от того, на какую ступеньку их поставили сверстники. Дружат они, с кем интересно, с кем неинтересно - не дружат. При этом, выбор подруг у них базируется на собственной шкале ценностей, а не на том, что одобрит общество. По сути, эта группа - вне иерархии, они сами по себе.


5. «Подражательницы». Этих девочек довольно много, и они находятся вне «королевского двора». Они хотели бы дружить с лидером, но их считают недостаточно для этого подходящими. Может, у их родителей не так много денег, может быть, они по меркам данного детского коллектива, считаются слишком толстыми, слишком худыми, или еще какими-нибудь «слишком» или «недостаточно». У них довольно низкая самооценка, и все их существо направлено на то, чтобы, не дай бог, не оказаться вдруг хуже других. А еще лучше - хоть чуточку выделиться из толпы.


Они часто фантазируют о неких «идеальных» праздниках или событиях, где они блеснули во всей своей красе, а все были поражены их неотразимостью. Из-за этого такие девочки устраивают скандалы в семье. Например, им нужно что-то купить, часто - дорогое и бессмысленное, чтобы не отстать от общих тенденций. В школе стала модной новая модель сотового. И ей тоже надо именно такую, никаких вариантов! А через неделю уже появился новый телефон. И старый для нее стал полной ерундой, надо же новый. То же - с одеждой, туфлями и прочими атрибутами статуса. Учитывая, что все эти вещи являются для них знаками и атрибутами положения в иерархии, то их отсутствие вводит "подражательниц" в настоящую панику. На тех же атрибутах держится их самооценка. Нет туфлей - жизнь не удалась.


Более того, они в своих взглядах и отношениях всегда ориентируются на лидирующую компанию во главе с «королевой –пчелой». Если там носят какую-то форму одежды, то она хочет такую же, если там не любят какого-то одноклассника – то и подражательницы его тоже не любят, хотя им он ничего плохого не сделал. Они охотно подхватывают и поддерживают отношенческую агрессию, инициированную «королевой пчелой». А иногда и усиливают травлю по собственной инициативе.


6. «Жертва». Жертвой может стать любая девочка, которая хоть чем-то отличается от «королевы пчелы» и болезненно реагирует на ее выходки. Т.е., она как-то показывает, что отношение окружающих ее задевает или ранит. Есть определенные случаи, когда ребенок может попасть в жертвы с большей вероятностью. Здесь существует работает  основных фактора. Первый – это несхожесть с основной тусовкой. Чаще всего выпадают девочки слишком худые («швабра»), слишком полные («жирная свинья»), с акне, иной национальности, низкого социального статуса, с плохими социальными навыками. И второй фактор – отсутствие родительской поддержки, особенно в том направлении, в котором идут нападки со стороны детей.


Часто это дети, по отношению к которым в семье применяется насилие, и где родители пресекали развитие любых ответных действий, чтобы защитить себя. Либо это семьи, где родители пренебрегают проблемами и переживаниями ребенка. С высоты прожитых лет родителям может казаться, что все, что происходит в школе, и что волнует ребенка - полная ерунда. У тебя угри на лице? Ерунда, у многих угри. Ты считаешь себя толстой? Не говори ерунды. Кроме всего прочего, ребенок по своему характеру может быть слишком эмоционален, и даже обычные замечания или недовольства одноклассников принимать близко к сердцу. Пользуясь этой особенностью, лидирующая группа может демонстрировать на такой девочке свою «силу». А «подражательницы» - свою лояльность и поддержание тенденций по отношению к лидеру.


В целом, это только общие сведения, как устроен коллектив женской подростковой группы. Этими исследованиями довольно плотно занимаются американцы, которые свели такую борьбу к школьному хулиганству. Хулиганы не только дерутся, но могут еще и унижать, и преследовать жертву. Эти действия могут привести к довольно печальным последствиям. Жертва не только имеет постоянную эмоциональную травматизацию, но еще и в состоянии совершить самоубийство. Возможен также серьезный конфликт, инициированный двумя королевами-пчелами.



Читайте также:
Дети и социализация: откуда берутся изгои в классе
Если ребенка дразнят
Школьные конфликты: театр начинается с раздевалки

Лого letidor.ru

Комментарии