Опубликовано 26 марта 2014, 10:00

Почему дети такие разные: гены или воспитание?

Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения. Не просто «полоса белая, полоса черная», а уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребенка. Самое первое, что предрасполагает к развитию личности – гены. 
Почему дети такие разные: гены или воспитание?

Почему дети такие разные: гены или воспитание?

Дети действительно все разные как, впрочем, и взрослые. Каждый человек проходит свой уникальный путь от зачатия до рождения. Но и это далеко не всё. Сразу же после рождения начинается новый этап, который привносит новые трудности или благоприятные моменты. Эти моменты - не просто «полоса белая, полоса черная», а уникальный калейдоскоп факторов и их взаимодействия. Сочетание этих случайных и закономерных событий формирует особенность личности ребенка. Взрослея, он приобретает все новые и новые черты; прошлые его особенности характера переплетаются и вливаются в новую взрослеющую личность. И так - всю жизнь. Хоть и считается, что характер формируется к 18 годам, на самом деле человек меняется до старости.

Самое первое, что предрасполагает к развитию личности – гены. Они определяют развитие тех или иных частей мозга, особенности их формирования и множество моментов, связанных с характеристиками межнейронной передачи информации. Связь между нейронам - крайне важная штука. В результате реализации этого генетического багажа кому-то достаются более развитые участки мозга от природы, кому-то меньшие; у кого-то информация передается быстрее, у кого-то медленнее, а у кого-то импульс между нервными клетками рассеивается, и вообще не доходит до адресата.

О том, как и какие гены влияют на формирование личности, еще пока полностью не выяснено. Сейчас существует довольно много публикаций, которые связывают те или иные гены с различными личностными характеристиками и способностями человека. Например, совсем недавно было выяснено, что способности ребенка на поприще обучения и успеха в жизни зависят от трех генов, связанных с обменом одного из важнейших медиаторов в мозге – дофамина. Как они сочетаются, и в каком виде присутствуют (существуют варианты генов, которые работают по-разному), определяет  будущий академический успех.

Кроме того, гены могут проявлять чувствительность к разным вредностям. Часть людей крайне чувствительна к разным вредным влияниям извне – токсинам, перепадам температуры, стрессам и различным болезням. Их мозг в гораздо большей степени поддается влиянию этих негативных факторов. Другие же совсем могут не заметить, что что-то идет не так.

Ну, а после генов? После генов начинается процессы, связанные с эпигенетикой. А именно: внешняя среда может менять работу генов. Как это работает?

Гены зависят от атмосферы, или как развивается мозг

470751909.jpg

470751909.jpg

Не обязательно, что все, заложенное в генах, начнет работать или будет продолжать работать всю жизнь. Существуют в природе такие процессы, когда на отдельные гены накладывается «химический замок» - метильная группа. После этого информация с ДНК больше не считывается, а, значит, признак не развивается. Этот процесс может запускаться, если плод попадает в те или иные условия, которые могут быть и плохими, и хорошими. Его организм решает, что вот эти гены в данном случае не нужны, и выключает их. Это самый яркий пример приспосабливаемости к окружающей среде. Остаются в работе только те гены, которые увеличивают возможность выжить в конкретной среде.

Само развитие мозга - довольно интересный и удивительный процесс. Мозг как бы разворачивается сам из себя, формируя новые отделы и усовершенствуя их. При этом клетки с места своего рождения начинают путешествие по развивающемуся мозгу в предназначенное им природой место. Нервные клетки мигрируют к своим местам, ориентируясь на разные химические «приманки». Они чувствуют их, благодаря рецепторам, которые здесь выступают в роли своеобразных «антенн». Благодаря этому, молодые нейроны достигают места, где должны быть, и там останавливаются. Различные условия могут нарушать эту миграцию, и клетка останавливается совсем не там или плывет в неправильное место.

Довольно распространенная нынче гипоксия плода может наложить определенный отпечаток на развитие мозга (1, 2). В первую очередь, изменяется способность передавать импульсы. Исходя из такого устройства механизма, гипоксию довольно часто связывают с развитием шизофрении, шизоидных черт личности и аутизма. 

Внутриутробные инфекции также могут оказать значительное влияние. Так, известно, что грипп во время беременности увеличивает риск развития аутизма. Но в настоящее время существует мнение, что не вирус сам по себе, а реакция иммунной системы матери на инфекцию может повлиять на развитие болезни.

Токсоплазма - еще более хитрый микроорганизм. Она может заставлять нейроны производить дофамин. Паразит может кардинально изменять поведение крыс в эксперименте. Если запах кошек грызунов отпугивает, то пораженные токсоплазмой особи, наоборот, начинают искать кошку по запаху. А кошка – основной хозяин токсоплазмы, необходимый ей для процесса размножения. Что касается людей, зараженные этим микроорганизмом, люди проявляют более высокий уровень нейротизма и поведения связанного с распространением паразита.

Для токсоплазмоза также характерны изменения, которые в основном касаются психомоторных реакций. Так, например, инфицированные люди в 2,5 раза чаще попадают в аварии. Мужчины с этой инфекцией отличаются игнорированием правил, подозрительностью и ревнивостью. Женщины же, напротив, более открыты и «душевны». Ну а врожденный токсоплазмоз снижает когнитивные способности ребенка.

1 из 3

ПредыдущаяЕда, голод, стресс, сигареты и алкоголь формируют характер