Опубликовано 08 октября 2017, 09:00

4 шага, которые отделяют двоечника от отличника

Прошел первый месяц нового учебного года, а ваш ребенок не приносит заветные пятерки, да и в целом не очень-то заинтересован в школьном обучении, уроках и домашних заданиях? Рассказываем, что делать!
4 шага, которые отделяют двоечника от отличника

Статью подготовила Виктория Чал-Борю , психолог, гештальт-терапевт, тренер МГИ, соавтор программ развития социальных и эмоциональных компетенций дошкольников и школьников начальных классов.

Виктория Чал-Борю

Виктория Чал-Борю

Вы не видите интереса к новому, а ребенка в школе вдохновляет только общение с одноклассниками, перемены и походы в столовую. Вопрос многих мам: как же так? Изменится ли эта ситуация? Настанет ли день, когда ваше чадо радостно прибежит домой и с упоением начнет рассказывать о том, что было нового на уроке математики или биологии, с удовольствием делать домашние задания и активно отвечать на уроках в школе?

Давайте разбираться, что вы должны сделать как родитель, чтобы обнаружить мотивацию на обучение в школе у вашего ребенка.

Первое и самое главное правило – понять, что мотивация ребенка отличается от вашей.

Взрослые мотивы в этом случае не работают. Чтобы добиться результата, необходимо ответить на вопрос, что мотивирует детей, опираться на это знание и выработать план, как повысить мотивацию к обучению именно вашего ребенка.

Почему ребенок вас не понимает

Мотивация очень тесно связана с потребностями и их удовлетворением. Мотивация побуждает нас, взрослых и детей, совершать какое-то действие ради приобретения ценности. А если мы говорим о повышении мотивации к обучению у детей, оказывается важным «разместить» потребности ребенка в школе. При этом мы помним, что мотивация ребенка и мотивация взрослых отличается.

Я иногда спрашиваю школьников о том, что им больше всего нравится в школе. К сожалению, никто не говорит об интересных задачах, новой информации, полезных знаниях. Отвечают дети про что угодно – булочки в школьной столовой, перемены или каникулы.

Дети не понимают, почему мы так упорно твердим им про университет, престижную работу и про то, что будущий успех зависит от того, как они будут учиться, много ли будут прилагать усилий.

Это совершенно нормально, и нам стоит простить детям то, что они не понимают мотивы, которые мы им предлагаем.

4 шага, которые отделяют двоечника от отличника

Согласитесь, что престижный университет и хорошая работа – это скорее ваши желания и представления о будущей жизни вашего ребенка. Но дети об этом пока не знают в силу неразвитости и отсутствия жизненного опыта. Вы хорошо понимаете, что такое работа и карьера, качественное образование, уровень жизни, но это не значит, что это понятно вашим детям. Потому уговоры и не работают.

Кроме проговаривания непонятных слов об образовании, карьере и будущем успехе, многие из нас привыкли прибегать к другим методам воздействия. «Учись хорошо, и мама купит тебе телефон/чтобы учитель (или родитель) похвалил/веди себя хорошо, чтобы папа не ругал».

Все эти словесные конструкции для ребенка понятнее – детям приятно, когда их хвалят и не ругают родители, они хотят радовать маму и папу, они любят, когда их поощряют покупкой новых вещей…

Но и эти, пусть более понятные конструкции, напрямую не имеют отношения к внутренней мотивации к обучению и не способны развить ее в вашем ребенке.

Когда новая кукла куплена, когда папа уже похвалил, когда учитель отметил – мотив исчерпан, и чтобы поддерживать дальнейшую мотивацию, требуется придумывать новые формы, как запугать или пристыдить ребенка, чтобы он выполнял свои школьные обязанности. Таким образом, он может почувствовать страх и стыд, но мотивация не появится.

Другой способ – поманить и что-то пообещать, мотивировать за вознаграждение – но здесь другая крайность, эту часть невозможно насытить. Всех кукол не купишь, да и ребенку совсем скоро они перестанут быть интересны.

1 из 2

ПредыдущаяКак помочь школьнику разглядеть мотивы: 4 совета для родителей