Сиджа: загадочная игра из Египта

Сиджа: загадочная игра из Египта

Игра очень стара, возможно, одна из старейших в мире. Если поискать, вы без труда найдёте информацию о ней в Сети, но чаще всего это просто выжимка из правил. Из этих коротких отрывков невозможно выяснить, зачем в неё играют, чем она плоха и хороша, и почему так долго прожила на свете, хотя многие её ровесницы забыты.

Люди любят советовать друг другу что-то, чего сами не пробовали. Не важно, что: лекарства, кулинарные рецепты, игры. Слышали они когда-то, будто это хорошо, вот и повторяют друг за дружкой, даже не пытаясь хоть разок принять настойку, приготовить блюдо или сыграть в игру. Советовать так все умные, а как дойдёт до дела – оказывается, все только слышали звон, а на деле никто подробностей не знает. Так и тут.


Игра, о которой я сегодня хочу рассказать, очень стара, возможно, одна из старейших в мире. Если поискать, вы без труда найдёте информацию о ней в Сети, но чаще всего это просто выжимка из правил, copy/paste, перепечатка; мало кто действительно пробовал в неё играть (по крайней мере, в нашем отечестве). Из этих коротких отрывков невозможно выяснить, зачем в неё играют, чем она плоха и хороша, и почему так долго прожила на свете, хотя многие её ровесницы забыты.


Называется она «Сиджа» («Seega» или «Ceega», также «Soja»). В странах северной Европы её называют «Erämaashakki», «Ökenschack» и «Ørkensjakk».


Родом Сиджа из Египта, корни её уходят в эпоху Птолемеев, хотя на деле никто не знает, насколько она стара. Сегодня в странах северной Африки в изобилии встречаются высеченные в камне поля для этой игры в виде лунок, расположенных квадратом, и эти поля очень древние. Конечно, Египет в те годы уже не был великим царством фараонов, то была эллинская провинция, часть империи Александра Македонского, но провинция богатая и просвещённая, со своей академией и самой большой в мире Александрийской библиотекой. Там же, скорее всего, и появился прототип современных шашек.


Эта игра – настоящая загадка. Предок её неизвестен, с потомками тоже не всё ясно, как итог: сегодня она стоит особняком. Строго говоря, Сиджа – некий переходный вариант между манкалой, Мельницей и «зажимными» шашками. И даже доски для неё заядлые любители частенько делают с полями в виде лунок, а играют камешками. В ней нет кубика и другого генератора случайных чисел.


Доска всегда несимметрична: на ней должно быть центральное поле. Классикой считается 7х7 клеток, мы возьмём 5х5: правила у них одинаковые, а в малом варианте потребуется 24 фишки – это как раз один шашечный набор (кстати, фишки в Сидже традиционно зовутся «собаками»). Поле можно расчертить на листке бумаги, раскрашивать ничего не нужно: все его клетки одного цвета, и только центральную лучше сразу выделить крестиком.


Итак, начнём, пожалуй.


* Цвет фишек не имеет значения: кто будет ходить первым, решает жребий. Первые четыре фишки игроки ставят на торцевые клетки доски «крестом»: первый – справа и слева, на боковых вертикалях, второй – сверху и снизу, на верхней и нижней горизонталях, и только потом начинается фаза расстановки. Чем-то эта игра напоминает Мельницу. Игроки по очереди выставляют на доску ПО ДВЕ фишки куда угодно, кроме центрального квадрата, и делают так, пока вся доска не заполнится. Взятие фишек на этом этапе не производится.


* Игрок, который поставил свои фишки последним, делает первый ход – двигает фишку в центральный квадрат: он единственный остался свободным после завершения расстановки. Если это невозможно – вступает в силу ещё одно любопытное и необычное правило, о котором всегда следует помнить: если очередь ходить ваша, а все ваши фишки «заперты», вы имеете право УБРАТЬ с доски одну любую фишку противника – и сделать ход. Такая ситуация опять-таки возникает чаще, чем вы думаете.


* Фишки ходят по вертикалям и горизонталям, как ладьи в шахматах (правда, только на одну соседнюю клетку), а рубят, нападая с двух сторон, с образованием этакого «сэндвича». Фишка, угодившая в такой захват, снимается с доски. Одним ходом можно срубить и две, и даже три фишки, если повезёт. Вы удивитесь, насколько часто в игре вам выпадет такая возможность. И помните – диагоналей в Сидже нет! (в древности их ещё не придумали). Так что, по диагонали фишки НЕ ходят и НЕ зажимают. И друг через друга тоже не прыгают.


* Центральный квадрат во второй фазе игры – безопасное поле; фишку в нём нельзя срубить (однако она может участвовать в атаке). Сам по себе пустой центральный квадрат и края доски в зажимании не участвуют.


* Взятие обязательно. И хотя взятие осуществляется зажимом фишки с боков, проход фишки вплотную меж двух фишек противника безопасен.


* Допустимо только два взятия подряд, после этого ход переходит к сопернику. Серия взятий, как в шашках, в Сидже не разрешена.


* Выигрывает тот, у кого к концу игры на доске останется больше фишек. Подсчёт начинается, когда ходы больше не приводят к взятиям. Также автоматически проигрывает тот, у кого останется всего одна фишка – он уже не может захватить фишки соперника.


* Если фишек осталось поровну, объявляется ничья.


В античном Египте придумали много интересных игр, но далеко не все дожили до нашего времени. Сиджа, например, вышла из тени только в XVII веке: её сохранили для нас бедуинские племена Сахары и Судана. Сегодня она не слишком популярна, но и не забыта – это доказывает, что игра интересная. Традиционно много любителей Сиджи в Германии, Голландии и Скандинавии. Существуют доски большего размера – 7х7, 9х9, на которых и фишек, соответственно, тоже больше (24+24, 40+40), но почему-то вектор эволюции этой игры направлен в сторону уменьшения поля, вплоть до минимально возможного (такая программа для доски 3х3 написана для смартфонов).


Что же с ней не так? Да просто ближе к финалу Сиджа становится медлительной: неповоротливые фишки часто оказываются по разные стороны «баррикад» – зайти противнику в тыл уже невозможно, прыгать нельзя, и приходиться «прессовать» противника, маневрировать, а это долгий процесс. Если же один из игроков построит «стенку», за которой останется достаточно пространства, чтобы можно было ходить и не повторять ходы – игре конец, начинайте подсчитывать фишки. Это как-то обидно, согласитесь. В этом смысле игра на доске 7х7 динамичнее и веселее, но до неё ещё надо дорасти.


А чем же Сиджа хороша? Ну, во-первых, бывает – хочется сыграть, а под рукой ничего нет, кроме монет, медяшки против серебра. Однако партия в шашки вам не светит: доска 8х8 крупновата, закрашивать клетки муторно, прыжков много, а подцепить монетку сложно. Здесь же поле 5х5, а фишку убирают только при взятии.


Во-вторых, не надо ничего запоминать: Сиджа ни к чему не обязывает, строгой расстановки в ней нет, есть только подобие таковой. Нет и проверенных дебютов, поэтому вы всякий раз играете в другую, НОВУЮ игру – какие-то стратегические построения возможны только на этапе расстановки, но эти секреты вам раскроются нескоро, и процесс будет весьма увлекательным. И наконец, Сиджа, невзирая на медлительность, игра БЫСТРАЯ. То есть, конечно, вы можете обдумывать по часу каждый ход, но в целом партия короче шашечной. Вы сыграете много раз и не устанете.


О том, что Сиджа учит внимательности и умению воспринимать доску всю, целиком, я уже и не говорю: фишки ходят во всех направлениях, на доске нет своей и чужой половины, атака может последовать с любой стороны, но поле небольшое и прекрасно контролируется. И ещё: в Сидже можно быть суровым, бережливым, но нельзя – жестоким и жадным, ведь если противника загнать в угол, его фишки озвереют, сомнут оцепление и вырвутся на волю, злые и голодные, как собаки.


Здесь я позволю себе возвратиться к началу. Нередко взрослые делают серьёзную ошибку, предлагая своему детищу развлечение, о котором сами имеют довольно смутное понятие: так, слышали будто это хорошо, и всё. Как следствие, игра, которая вам безразлична, вряд ли заинтересует вашего ребёнка – тот теряется, если видит, что папа и мама тоже в ней «плюхаются». Не умея плавать, нельзя научить другого, так что не поленитесь, достаньте вечером, когда ребёнок спит, коробку с шашками, расчертите поле и попробуйте сыграть сами с собой раз десять, двадцать, тридцать.


Вникните в игру, пусть она оживёт. Испытайте на себе её ловушки, ощутите удивление неофита: «Ишь ты! Вот ведь!», подивитесь необычной тактике. Это касается не только Сиджи и других настольных игр. Любая игра – всего лишь инструмент, на деле мы всегда играем друг в друга. Поэтому самая нужная игра для вашего ребёнка – это вы.


Помните об этом – и будьте хорошей игрой.



Лого letidor.ru

Комментарии