Опубликовано 29 мая 2013, 14:10

Карманные деньги у детей: сколько, когда и зачем?

С какого возраста, на какие цели и для чего нужно или не нужно давать российским и постсоветским детям карманные деньги рассказывает психолог Анна Ульянова.
Карманные деньги у детей: сколько, когда и зачем?

Карманные деньги у детей: сколько, когда и зачем?

Часть I: сколько

В замечательном французском лирическом боевике Люка Бессона "Васаби" в основу интриги положено малоподходящее для боевика обстоятельство – надо уберечь несовершеннолетнюю девочку от неразумных трат свалившегося на неё огромного наследства. Сумма впечатляет – 200 миллионов долларов.

Мы будем исходить из того, что карманные деньги у детей это одно из условий их своевременной социализации, но будем иметь в виду суммы, более реалистические для российской действительности, например, соизмеримые с пособиями на ребенка школьного возраста. В Москве ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 7 до 16 лет (или до окончания учебного учреждения, но не более чем до 18 лет) в 2012 году составляло 800 рублей, в Санкт-Петербурге 645 рублей, в Ростовской области 316 рублей, в Омской области 248 рублей. При этом, пособие выплачивается, если среднедушевой доход семьи меньше прожиточного минимума для данного региона.

Для справки: прожиточный минимум в Москве на конец 2012 года составлял 9747 рублей, в Санкт-Петербурге 6612 рублей, в Ростовской области 6233 рубля, в Омской области 5683 рубля. Это значит, что если в московской семье два ребёнка, папа зарабатывает 40 тысяч в месяц, а мама сидит с детьми дома, то пособия такая семья не получит. Тем более, не получат его и в других регионах.

Прожиточный минимум даже в малой степени не обеспечивает нормальные потребности школьника. В семье с двумя детьми: резиновые сапоги для девочки или кроссовки для мальчика стоят не меньше 2000, самые дешёвые мобильные телефоны каждому – дважды по 1000; сложите эти 4 товара – вот вам и прожиточный минимум. При этом необходимые детям предметы не попадают целиком в потребительскую корзину, стоимость которой определяет прожиточный минимум. Например, в потребительской корзине для детей государство предусматривает среди прочих товаров и услуг 3 изделия "верхней пальтовой группы" – пальто, плащей, курток – один раз в 2,6 года, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения – 19 штук на 10,5 года, и т.п.

На сегодня, согласно официальной статистике, в нашей великой стране примерно 20 миллионов человек, т.е. около 14% населения, признаны малоимущими: их доход меньше прожиточного минимума. Очевидно, что проблема детских карманных денег в бедных семьях приобретает особую остроту.

Всё было гораздо проще в советские времена – времена "всеобщего равенства" в бедности. У большинства бабушек и дедушек нынешних детей в их детстве проблема не возникала: карманные деньги, т.е. деньги, которые ребенок может тратить по своему усмотрению, родителями не выдавались. Можно было сэкономить на адресно выделенных копейках – на мороженом, на билете в кино, на ластике или карандаше; можно было также сдать молочные бутылки в пункт приёма стеклотары по 15 копеек за бутылку (нынешние детки даже не подозревают о таких возможностях). К тому же, весьма лицемерное общество считало неприличным говорить о деньгах в присутствии детей, да и сама демонстрация интереса к деньгам осуждалась на словах как признак мещанства.

В нашем новом обществе проблема существует, как существует она и в других капиталистических странах. На Западе с конца прошлого века на эту тему появилось немало книг и статей, проводятся социологические исследования, проблема находится в поле внимания не только родителей, но и психологов, и экономистов. Сейчас практически все согласны в том, что надо давать детям деньги на карманные расходы.

Здесь мы попытаемся уйти от ответа на вопросы, касающиеся конкретных сумм: сколько денег давать ребёнку – 20 рублей ежедневно, 300 раз в неделю или сразу 5000 в месяц. Сумма зависит и от возраста ребёнка, и от его характера, и от семейных традиций. Более всего размер личного кошелька зависит от достатка семьи.

В малоимущей семье даже скудное государственное пособие вряд ли может быть переадресовано на карманные деньги. Тем не менее, как бы малы ни были свободные средства в семье, надо позаботиться о том, чтобы начиная со школьного возраста человек имел в личном распоряжении хотя бы небольшую сумму денег. Это вопрос его позиционирования в окружающей социальной среде. И важно, чтобы с детства ребёнок усвоил: невысокий материальный достаток родителей это не знак их низкой социальной значимости и никак не мера их любви к детям.

Ни доходы родителей, ни сумма, выделяемая ими на карманные расходы, не определяют в конечном счёте ощущения благополучия ребёнка, для него важно другое – знать, что его любят и понимают. Надо постараться, чтобы в конфликты между родителями из-за отсутствия денег в семье никогда не были вовлечены дети, иначе деньги будут восприниматься как источник стресса, и в будущем к ним может сформироваться нездоровое отношение.

А ограничение личных сумм у школьника может быть неплохим стимулом к овладению им знаниями и умениями, к развитию предприимчивости (разумеется, не направленной в антиобщественное русло). Итак, на вопрос "сколько?" математически точный ответ в условиях огромного социального расслоения общества вряд ли возможен; прагматически точный ответ таков: разумная сумма карманных денег должна соответствовать семейному бюджету и задачам воспитания ребёнка, а также учитывать особенности его личности.

Теперь попытаемся рассмотреть вопросы общего плана: с какого возраста начинать "экономическое" воспитание; на какие цели давать деньги; надо ли контролировать, как расходуются эти деньги; являются ли карманные деньги эквивалентом подарка или средством воспитания.

23038500ac4890e947e736a25f3a4ff9.jpg

23038500ac4890e947e736a25f3a4ff9.jpg

1 из 3

ПредыдущаяЧасть II: когда