Вы что, не учите буквы?

Вы что, не учите буквы?

Дарья Ермакова по профессии — преподаватель математики, по жизни — директор издательства «Простые Правила», а по призванию — многодетная мама. Специально для «Летидора» Дарья рассказывает о том, почему важнее развивать эмоциональный интеллект, чем учить буквы и цифры.

Сегодня тема эмоционального интеллекта прочно входит в нашу жизнь. Всё больше психологов и педагогов, осознавая важность этого понятия, пытаются найти ключик к развитию эмоционального интеллекта с самого раннего детства. Ещё какие-то 10 лет назад безоговорочно считалось, что самый главный этап в воспитании – обучение буквам – непременно до 4-х лет, цифрам – обязательно до 3-х лет, английскому языку – чем раньше, тем лучше. Как часто я слышала от знакомых: «Вы что, не учите буквы?» – и даже на мгновение почувствовала себя матерью-ехидной, смущенно отвечая: «Нет».

Я до сих пор наблюдаю среди подруг «гонку вооружений», когда каждая мама корит себя, если в расписании ребёнка образовывается какая-нибудь дырка в виде свободного вечера после детского сада или школы! Или испытывает комплекс неполноценности, если ВСЕ водят на английский, а она – нет, если ВСЕ в одной группе по математике, а она даже ещё цифры не прошла со своим ребёнком. 

Но я давно стала подозревать, что есть в этом всём раннем развитии что-то второстепенное и ненастоящее. И действительно, много ли вы знаете детей, которые вовремя – скажем, к 9 годам – не научились писать или к 4 классу не знают таблицу умножения? Честно, я – ни одного. Но зато встречала не раз, когда после школы дети, «замученные» ранним развитием и нацеленные на гениальность с подачи родителей, вообще теряли стремление к обучению, им было неинтересно всё. Их ничто не радовало. Что они тогда выбирали? Путь расслабления. А как расслабляются молодые люди 20 лет, мы с вами прекрасно знаем.

Тут хочу отметить, что все дети индивидуальны и невозможно мерить всех одной гребёнкой. Но психологи утверждают, что социально-эмоциональные проблемы с большой долей вероятности являются следствием раннего развития. Кроме того, стоит ли уделять столько внимания «напичкиванию» ребёнка знаниями, если в нашу эру Интернета любую информацию можно получить за 5 минут? Безусловно, я не считаю, что нужно полностью отстать от ребёнка и позволить ему расти, совсем как трава в поле. Обучение навыкам чтения и арифметики важно, но нельзя ставить эти стандартные навыки во главу угла. По-моему, первое, что стоит сделать родителю появившегося на свет малыша, это задать вопрос себе: каким я хочу вырастить своего ребёнка? Исходя из этого, осознанно строить процесс воспитания.

семья1-1.jpg

Я бы хотела, чтоб мои дети выросли хорошими людьми, способными отвечать за свои решения в жизни, способными построить семью и быть счастливыми со своими близкими. Как буквы и цифры в 3 года им в этом помогут? Никак. А что поможет прежде всего? Развитие чувственно-эмоционального мира, социального интеллекта, базовых нравственных основ.

Хорошее эмоциональное развитие детей подразумевает умение распознавать свои и чужие эмоции, принимать их и адекватно реагировать. Это дает возможность находить компромиссы, улучшает взаимопонимание в семье, ликвидирует детские страхи. Эмоциональный интеллект даёт возможность ребёнку раскрыться и проявить свои способности, а в будущем найти свой путь в жизни.

Дети, у которых хорошо развит эмоциональный интеллект:

  • лучше понимают себя и окружающих людей;
  • умеют распознавать свои и эмоции других, выражать как положительные, так и негативные чувства. При этом негативные эмоции должны служить хорошим опытом, чтобы в следующий раз лучше реагировать на сложную ситуацию;
  • легче выстраивают конструктивные отношения с другими детьми, поэтому важно поощрять позитивное социальное взаимодействие;
  • успешно овладевают знаниями, они более благополучны психологически – у них меньше страхов, больше уверенности в себе и своих силах. Они более успешно осваивают и решают свои жизненные задачи;
  • способны к эмпатии (умение сопереживать другим). Эмпатия помогает ребёнку не делать другим того, чего ты не хочешь, чтоб делали тебе, и, наоборот, поступать с другими так, как ты хочешь, чтоб поступали с тобой.

Что же нужно делать, чтобы развить эмоциональный интеллект у ребёнка?

1. Читать книги и обсуждать их. Ребёнок подсознательно всегда ставит себя на место героев рассказов и учится чувствовать их эмоции.

2. Повышать чувство ответственности у ребенка. Всегда можно поручить какие-то мелкие дела детям и вместе обсудить рабочий процесс и итоги.

3. Позволять своим детям больше времени проводить в свободных «бесполезных» играх, особенно с другими детьми, поощрять сюжетно-ролевые игры. Через них дети могут прочувствовать свои эмоции, «отработать» переживания и выразить сокровенное.

4. Участвовать в семейных настольных играх, к которым могут быть привлечены не только старшие братья и сестры, но и папы, мамы, дедушки и бабушки.

детидаши1.png

Вот об этом моём любимом виде совместной деятельности и хотелось бы рассказать подробнее. Если время за настольными играми проходит в доброжелательной атмосфере, то между игроками устанавливается особое эмоциональное взаимодействие. За такими совместными посиделками детям передаётся ощущение единения, всеобщего веселья и того, что они являются органичной частью этого целого. И это важно для формирования базового доверия к миру.

Чтобы ребёнок сумел пережить такой опыт, который одновременно положительно бы сказался на развитии его эмоционального интеллекта, важно подбирать особые добрые игры, мотивирующие к раскрытию положительных черт характера, понятные и увлекательные для малышей и взрослых. Настольные игры помогут наполнить семейное общение приятными моментами, развивать в детях лучшие человеческие качества, лучше понять своих близких и самого себя, тем самым совершенствуя свой эмоциональный интеллект. 


Фото: семейный архив Дарьи Ермаковой

Лого letidor.ru

Комментарии

Читайте также