Опубликовано 13 августа 2014, 10:00

Детская агрессивность: в фокусе ругательства

Сегодня не так просто встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Грубые выражения прочно вошли в обиход, а нецензурные перестали подвергаться цензуре. Если уж взрослые не пренебрегают употреблением ругательств, стоит ли требовать высокого слога от ребенка? Пожалуй, самая большая проблема – объяснить детям, почему нужно избегать грубых выражений. 
Детская агрессивность: в фокусе ругательства

Детская агрессивность: в фокусе ругательства

Агрессивность является универсальным качеством человека, позволяющим защищать свои физические и психологические границы, активно познавать мир, конкурировать с другими. Многих родителей беспокоят детские проявления агрессии, однако человек – часть природы, а ее основной закон гласит: «Выживает сильнейший!».

По способу выражения агрессию можно разделить на вербальную (словесную) и невербальную (физическую). Эти два вида связаны между собой как сообщающиеся сосуды: запрещая ребенку драться, мы провоцируем его на более частое употребление ругательств, а ругая за некрасивые выражения – заставляем чаще распускать руки.  Агрессивное поведение ребенка следует контролировать, корректировать – но не подавлять. Если эмоция возникает, значит, она естественна, и надо лишь найти приемлемый для всех способ ее выражения.

Сегодня не так просто встретить человека, который говорил бы исключительно на литературном русском языке. Грубые выражения прочно вошли в обиход, а нецензурные перестали подвергаться цензуре. Если уж взрослые не пренебрегают употреблением ругательств, стоит ли требовать высокого слога от ребенка?

Пожалуй, самая большая проблема – объяснить детям, почему нужно избегать грубых выражений. Это ведь просто слова, набор звуков, - полагает ребенок. Кроме того, необходимо найти способы снижения привлекательности ругательств, которые легко «прилипают» и очень неохотно уходят из лексикона.

2-3 года

Малыши повторяют «плохие слова» механически, поскольку не замечают или не понимают их специфическую эмоциональную и смысловую нагрузку. Ребенка привлекают перемены, происходящие со взрослыми, когда он произносит новые словечки. Почему-то мама вздрагивает, папа хмурится, а бабушка шумно всплескивает руками, - ради этого эффекта стоит говорить их снова и снова! Чтобы избежать закрепления ругательств в речи, взрослым нужно постараться контролировать свои эмоции.

  1. Услышав ругательство из уст малыша, не выдавайте своего испуга или возмущения. Резко переключите его внимание на какой-то интересный объект.

  2. Если малыш не поддается на вашу хитрость и продолжает повторять «плохое слово», лукаво наблюдая за вашей реакцией, перейдите из обороны в нападение и спокойно поинтересуйтесь: «Не понимаю, о чем ты говоришь?» Скорее всего, ребенок не сможет объяснить смысл своей реплики. Тогда изобразите удивление и скажите: «Ты же не попугайчик, чтобы повторять непонятные слова, правда?» Малышу ничего не останется, как согласиться с вами.

  3. Не тратьте свое красноречие и время на объяснение того, почему те или иные слова нельзя говорить. Остановитесь на том, что эти слова считаются обидными и некрасивыми. Для пущей убедительности, подтверждающей второй факт, можете изобразить, как некрасиво искривляется рот ребенка, когда он произносит ругательства. Детская внушаемость сыграет вам на руку.

  4. Воспользуйтесь тем, что речь малыша недостаточно разборчива, и переиначьте произносимые им ругательства в похожие по звучанию «культурные» слова. Пусть ребенок думает, что ослышался, проходя мимо грузчика, которому на ногу упал ящик с консервами.

  5. Если «пряники» не действуют, примените «кнут». Пусть штрафом за употребление брани станет лишение конфет или запрет на просмотр мультиков.

1 из 4

ПредыдущаяОт 4 до 6 лет