Первая режиссерская игра для детей

Первая режиссерская игра для детей

«Мам, поиграй со мной!» — просит ребенок 3–4 лет. Кому-то играть легко и просто, и такая мама сразу охотно откликается на предложение малыша. А бывает, что мама не рада слышать эту просьбу: она не знает, как именно играть, поэтому ей не хочется это делать.

До 3 лет дети не играют в полном смысле этого слова — они познают мир, предметы этого мира, их качества и функции. Это кровать — на ней спят, это стул — на нем сидят. Это камень — он гладкий, это снег — он белый и холодный. Примерно с 2,5 лет ребенок с удовольствием начинает разыгрывать небольшие сюжеты с мелкими игрушками. И к 3 годам появляется первая настоящая детская игра — режиссерская. В этой игре ребенок — царь! Он учится одновременно сочинять сюжет, управлять игрушками, озвучивать их на разные голоса и при этом быть зрителем.


Для такой игры нужны мелкие игрушки, конструктор, кубики, природные материалы — шишки, камешки, желуди, каштаны, палочки. Роль взрослого — начать и развить игру, заинтересовать ею ребенка. Берем несколько игрушек, например, мишку и зайца. Выстраиваем игровое пространство (лучше на столе): из конструктора строим жилище для зверюшек. И сочиняем простой сюжет: мишка к зайцу пришел, пошли грибы собирать, встретили ежика, поделились с ним грибочками, пришли домой, сварили кашу и сели ее с грибами есть, на заход солнца любоваться.


Сюжет может быть простой, незатейливый, бытовой. Если совсем ничего не приходит в голову, можно разыграть сказку, например, «Теремок», или на ее основе придумать свою историю. Первое время ребенок обычно мало участвует в игре, больше смотрит. Постепенно он созревает, чтобы взять игрушку и тоже начать ее озвучивать. Затем ребенок уже развивает сюжет и может сам немного поиграть. Чем больше вы играете вместе, тем лучше у ребенка станет получаться игра. И потом ребенок легко сможет сам придумать сюжет, выстроить все игрушки в игровое пространство и с удовольствием играть.
Заключительный этап — когда ребенок никого не впускает в игру и играет сам. Некоторые дети даже не любят, когда за их игрой наблюдают.


Режиссерская игра индивидуальна, ребенок здесь не нуждается в партнерах-ровесниках, ему нужно самому почувствовать себя творцом своей игры. В то же время ребенок охотно принимает в игру взрослого либо старших детей (лет 6–10), которые сами хорошо умеют играть и задают ребенку образец игры. Они показывают, как интереснее выстраивать игровое пространство, как можно озвучивать игрушки, обогащают сюжет. В игре со старшими у ребенка хорошо развивается навык режиссерской игры.


Если игра происходит в компании ровесников, то желательно, чтобы игрой руководил взрослый: каждому ребенку помог выстроить свое игровое пространство и развить свой сюжет или соединил все сюжеты в один общий. Без взрослого дети 3–4 лет с такой задачей самостоятельно еще не справятся.


ВНИМАНИЕ:
В этой игре будет такой период, когда ребенку важно, чтобы вы играли по его сюжету. Многим мамам это не нравится, но это значимый этап перед самостоятельной игрой.


ЧЕГО НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ:
Настаивать, чтобы ребенок придумал сюжет, чтобы взял игрушку и начал ее озвучивать. Он должен дорасти до этого, и как только он будет готов, то начнет делать это легко и с удовольствием.


ЧТО ВАЖНО:
1. Часто взрослый ведет игру так, что не озвучивает персонажа, а рассказывает сюжет от лица автора, просто манипулируя игрушками. Важно именно озвучивать игрушки, лучше всего на разные голоса.


2. Вводить в игру предметы-заместители. Например, этот кубик будет волком, а вот эта палочка — деревом. Это необходимо для развития воображения и мышления.


3. Режиссерская игра — это отличная школа управления. Если ребенок «не доиграл» в режиссерскую игру, то в будущем, скорее всего, он столкнется с трудностями в написании сочинений и, возможно, в планировании — как долгосрочном, так и краткосрочном.


По опыту работы с детьми, часто именно эта игра у детей развита слабо. А это влияет на развитие дальнейших этапов игры: образной, сюжетно-ролевой, игры по правилам. Поэтому если ребенок в  5–9 лет с трудом включается в сюжетно-ролевые игры, ему сложно удерживать свою роль и развивать сюжет, мы возвращаемся к режиссерской игре — ведь она является базой для всех последующих игр дошкольного возраста.

Лого letidor.ru

Комментарии