Петр Анофриков: "Три года – лучший возраст, чтобы делать кино"

Петр Анофриков: "Три года – лучший возраст, чтобы делать кино"

В положении о художественном совете детской киностудии "Поиск" написано: "Последнее слово принадлежит автору, каким бы маленьким он ни был". В киностудии и правда командуют дети. Основатель и художественный руководитель студии, заслуженный деятель искусств России Петр Анофриков поделился с "Летидором" своими планами о "мультподготовке" для беременных и создании кафедры мультипликационной педагогики в Новосибирском педуниверситете.

В положении о художественном совете детской киностудии "Поиск" написано: "Последнее слово принадлежит автору, каким бы маленьким он ни был". В киностудии и правда командуют дети. Любая детская фантазия может найти неожиданное решение, а учителя и наставники студии лишь открывают в ребенке чувство прекрасного. Самым выдающимся кинорежиссерам в "Поиске" – по 3-5 лет. В киностудию дети начинают приходить (точнее, приезжают на коляске с мамой) с 8-месячного возраста. И это не предел.


Основатель и художественный руководитель студии, заслуженный деятель искусств России Петр Анофриков поделился с "Летидором" своими планами о "мультподготовке" для беременных и создании кафедры мультипликационной педагогики в Новосибирском педуниверситете.


Детская киностудия "Поиск" существует без малого уже 40 лет. В далеких 1970-х "продвинутые" по тем меркам строители новосибирского Академгородка обзавелись модным хобби – снимать на кинокамеру и делать игровое кино. К этому делу они приобщили и своих детей. В дни летних каникул сотрудники киностудии устроили кинозал в старом троллейбусе. Ребята сами продавали билеты, были и за киномеханика, и за директора. Так возникла детская киностудия "Поиск", в структуре которой возник летний детский кинотеатр "Старый троллейбус".


13403_image_very_large (1)Кинотеатр "Старый троллейбус" в 1989 году

К слову сказать, "Поиск" и сейчас располагается в том деревянном здании, которое было изначально. В звукоцехе киностудии собран целый музей киношной техники времен создания "Кавказской пленницы" - аудиомагнитофоны величиной с комод, огромный монтажный стол, оборудование для перезаписи с одного формата кино на другой. "Почему вы все это не выбросите?", - спрашиваю у Петра Ивановича. Он смотрит на меня удивленными глазами и отвечает: "Как выбросить? Ведь такой техники теперь нигде нет!". И среди всего этого нагромождения, которое теперь может заменить собой один компьютер, скромно сидит за монитором видеоинженер студии Денис Велинский.


Что можно сделать в мультипликации


За 40 лет технология создания мультфильма мало изменилась. Разве что над мультстанком теперь висит не кино-, а цифровая видеокамера. "Для нас самое простое и самое основное – мультфильмы в техниках перекладки, - рассказывает Петр Анофриков. - Представьте плоское, ровно освещенное поле кадра. Передвинули вырезанного героя – сняли, передвинули – сняли, - так и получается мультфильм. Тогда это не отвлекает авторов на решение сложных технологических проблем. К примеру, при съёмке объемной, кукольной мультипликации, серьёзное внимание необходимо обращать на преодоление силы тяжести, то есть если кукла будет прыгать, какое-то время она должна повисеть в воздухе. И здесь разные авторы придумывают разные способы, например, подвешивают её на прозрачных нитях. Как только мы уходим в технологию – отвлекаемся от творческого процесса. А для нас важно, чтоб ребенок сам мог что-то делать".


Что-то сделать в мультипликации – это необязательно нарисовать героя, хоть от руки, хоть с помощью компьютера. Это может быть история – идея для мультфильма, придуманные диалоги героев или просто талант выразительно хрюкать, таким образом озвучивая героев. "Кино состоит из образов. Ведь отчего-то при первом появлении на экране героя мы знаем, что этот человек – злодей, а этот – защитник, - поясняет основатель "Поиска". - Что такое художественный образ, можно понять, например, в звукоцехе. Попробуйте изобразить в звуке голодного поросенка. Так прохрюкать, чтобы за экраном все поняли – этот поросенок хочет есть! И у многих детей получается".


Хрюкать или мычать, или передразнивать голосом – это так естественно для детей, но в "приличном" обществе это расценивается как баловство, недостойное воспитанного человека. То, что запрещают дома, с удовольствием разрешают на занятиях в киностудии. Причем действует это правило даже на самых юных "мультипликаторов", которым и стакан воды порой доверить страшно. Студия принимает детей с 8-месячного возраста. Формула, выведенная в "Поиске" - самостоятельное творчество начинается с самостоятельности в быту, и приступать к процессу нужно как можно раньше.


Для малышей первого-второго года жизни в здании киностудии по принципу Монтессори-класса оборудована специальная комната. Это проекция взрослого мира для малышей, где есть меблированная кухня, а в кране течет настоящая вода, шкафы с открывающимися дверками, утюг, который нагревается (но до 30 градусов), - все продумано под рост и интересы маленького человека. Рядом преподаватели и мамы, присутствуют они в качестве наблюдателей и лишь иногда наставников. И вот такое вольное общество, по мнению Петра Анофрикова, и формирует творческую личность.



Самые маленькие режиссеры


"В два года эти дети уже пробуют снимать кино, - продолжает Анофриков. - Конечно, ребята там мало что сами делают, но главное – они привыкают чувствовать себя авторами! Фильм, который сделали наши двухлетки под руководством преподавателя Александры Егоровой , называется "В огородике у нас" (Видео):


Мы расскажем вам рассказ.
В огородике у нас
Вырастет подсолнушек
Жёлтый, словно солнышко.
Осень рыжая придет –
Станет вкусным огород.
Тыква вырастет, морковка,
Вот как мы рисуем ловко.



А в три года дети уже способны делать фильмы. И их интересно смотреть всем, есть даже бестселлеры. "3 года – это сформировавшаяся личность, он является носителем языка, у него сформирован характер. Ребенок в этом возрасте не просто полноценный автор, но обладает такими качествами, каких у взрослых уже нет. Он изобретает художественные образы".


Ярким примером детской непосредственности и во многом гениальности можно назвать мультфильм киностудии "Лиса и Петух!" (Видео). Сочинял, рисовал, снимал и озвучивал его трехлетний Даня Иткин. Мультик придуман по мотивам народной сказки, где у лисы была избушка ледяная, а у петуха лубяная. По сценарию Данила, "лиса была рогатая, ведь могут у лисы быть рога?". Пришла лиса к петуху в избушку и говорит: "Пусти меня, петушок". Он отвечает: "Не пущу". "Пусти – не пущу". "И так они спорили долго и счастливо" - этой фразой маленький автор закончил мультфильм. Даня придумал эту историю, когда висел на спортивных кольцах. И, может, осталась бы она быстро забытой детской придумкой, если бы ни Данина мама – Юля Ульянова, преподаватель студии "Поиск". Мама эту историю услышала и записала.


Помимо всевозможных наград на конкурсах детской мультипликации, это произведение стало символом русско-украинских отношений. Вывел ее на международный уровень мультипликатор и режиссер Юрий Норштейн (автор "Ёжика в тумане"), большой друг и завсегдатай новосибирского "Поиска". Мультфильм "Лиса и петух" был отправлен Норштейну в качестве подарка на Новый год и очень впечатлил именитого мультипликатора и его команду. Позже, когда Норштейна пригласили на Украину, там ему нужно было рассказать о русско-украинских отношениях. И он вспомнил о мультфильме "Лиса и Петух", вспомнил фразу из него: "И спорили они долго и счастливо". "Вот именно так и можно охарактеризовать русско-украинские отношения", - заметил тогда Норштейн. 


Петр Анофриков считает, что 3 года – это переломный момент в становлении личности, когда ребенок набрался некоего жизненного опыта, с помощью которого он раскрывает себя на экране. Студию посещают около 70 малышей в возрасте до 3-х лет, потом поток желающих снимать кино идет на спад. Самым "старшим" мультипликаторам в студии - по 10-12 лет, в этом возрасте большинство детей могут самостоятельно обеспечивать съемочный процесс, включая озвучание и монтаж.


"Но для нас это уже "древние старики", - с иронией замечает маэстро. - Самое интересное кино – это дошкольники и младшие школьники. И никакой особой одаренности здесь нет. С точки зрения школьных учителей, особо одаренный ребенок – это тот, кто может усваивать программу на 2-3 года старше себя. У нас же дети делают то, чего в последствии никто не может повторить, вне зависимости от возраста. И у нас иные взаимоотношения с детьми, отличные от школьных, - партнерские», - рассказывает Петр Иванович.


Творческий процесс целиком и полностью строится на желании ребенка и на его интересе. Понятно, что в студию "Поиск", как и в любое другое объединение, детей приводят родители. Но остаться там или нет – ребенок решает сам, сам принимает решение, сам придумывает свое кино.


"Пришел к нам юноша 5 лет и говорит: "Я буду делать фильм про альбатроса", - вспоминает основатель "Поиска". – Но, как мы у него выяснили, мальчик не знал, кто такой альбатрос. В итоге, взял бабушку за руку, пошли в библиотеку, прочли в энциклопедии все про птицу альбатрос. Потом ребенок к маме начал приставать, чтобы она для него текст к мультику написала. Мама для сына сочинила такие стихи:


"В голове моей светлой родился вопрос:
"Что за птица, неведомый мне альбатрос?
Познакомиться с ним давно я мечтаю,
А пока только в книжках о нём я читаю" (…)
А когда я стану большим и матросом,
То познакомлюсь со своим альбатросом".


Вот пример фильма, где ребенок проявил себя, стал режиссером, а свою семью превратил в авторскую группу".





Как развить интерес


Чтобы "заразить" ребенка мультипликационным творчеством достаточно 1,5 часа. Именно столько длится экскурсия по киностудии. Этого времени хватает, чтобы узнать, что такое мультипликация, снять свое короткое кино, "покукарекать" в звукоцехе и посмотреть мультики, созданные юными авторами "Поиска". За год через эти стены проходят около 6 000 ребят и разъезжаются по разным регионам России счастливыми и довольными, с желанием снимать мультипликационное кино.


Но одних лишь экскурсий, чтобы возник по всей стране интерес к детской мультипликации, Петру Анофрикову было не достаточно. Потому 9 лет назад он организовал проведение Открытого всероссийского мастер-класс-фестиваля детского мультипликационного кино "Жар-Птица". Первое время его поддерживало Министерство культуры РФ, но впоследствии отказало в финансировании. Зато сами кинематографисты от "Жар-Птицы" не отвернулись. Помимо упомянутого выше Юрия Норштейна, постоянными гостями фестиваля являются заслуженный деятель искусств РФ, профессор ВГИКа Леонид Носырев (автор знаменитых мультфильмов "Рыжий, рыжий, конопатый" и "Волшебное кольцо"), доктор психологических наук, главный редактор журнала "Искусство в школе" Александр Мелик-Пашаев, продюсер "Смешариков" Анатолий Прохоров, режиссёр серии мультфильмов "Колыбельные мира" Елизавета Скворцова.


"У нас есть уникальная технология развития ребенка, и мы бы хотели распространить этот опыт как можно шире, - рассказывает об истоках создания фестиваля Петр Анофриков. – На первом фестивале я поставил задачу перед оргкомитетом - чтобы участники фестиваля разъехались друзьями. Потом Леонид Носырев привез нам слова писателя Бориса Шергина: "Прибыльное это дело для души – на чужой успех любоваться". Теперь это девиз фестиваля - и мы ему следуем. У нас нет первого места. Выбираются десять лучших фильмов фестиваля, за которых голосуют все участники-руководители студий. Это не 1-е и 10-е места. Это десятка лучших работ!".


Распространить уникальную технологию развития ребенка и опыт "Поиска" отважному пирату Анофрио Дель-Торо (именно так на фестивале именуют Петра Анофрикова) удалось. Сегодня в Новосибирске функционирует 10 детских киностудий (и "Поиск" среди них был первой) и еще 18 – в Новосибирской области. Помимо "Жар-Птицы" у нас в области проходят еще два межрайонных фестиваля мультипликационного кино - в г.Карасуке и г.Татарске (райцентрах НСО). На саму же "Жар-Птицу" съезжаются детские киностудии из Москвы, Питера, Перми, Самары, Салехарда, Норильска, Нового Уренгоя, Челябинска, Нижневартовска, Омска и многих других городов и сёл РФ. Сегодня в активе Жар-Птицы около 100 киностудий.


"Жаль, что сейчас в стране мультфильмы для детей стали бизнесом, делают их частные фирмы. Киностудии "Союзмультфильм" нет. А молодёжь надо учить, нужно воспитывать авторов, выбрасывать деньги на ветер, потому что не у всех получится. Государство это от себя отодвинуло, а бизнес тратить деньги впустую не будет. Ничем хорошим это не кончится, - сожалеет Петр Иванович. - Когда я приезжаю на фестивали профессиональной мультипликации в Суздаль, - какая чернуха прослеживается в студенческих работах, это же ужас! А когда идут детские мультики, и не только наши, – все зрители оживают. Вот вам и результат!".


Сейчас руководство детской киностудии "Поиск" мечтает о создании в педуниверситете кафедры мультипликационной педагогики. Студия выпустила четыре методических пособия по организации работы детской киностудии: Иткин В.В. "Карманная книга мультжюриста или сборник неругачих обсуждений" посвящено грамотной критике маленького автора, ведь его надо постараться не оскорбить, а поддержать. Тихонова Е.Р. "Программа для начинающих руководителей студий", Анофриков П.И."Принципы работы детской студии мультипликации", Велинский Д.В. "Технология производства мультфильмов в техниках перекладки".


Позади 39 лет работы, впереди много планов, конкурсов и новых побед. "Все желают нам нового здания, а то сидим мы в деревянном бараке, которому уже больше 50 лет. У нас есть рабочий проект нового здания. Уже и участок земли подыскали, сейчас идет его согласование. Место отличное, в отдалении от проезжей части, рядом речка, на территории можно разбить детский парк", - делится своими планами Петр Анофриков. 



Читайте также:
Татьяна Яковенко: "Детям нужен кто-то, кто послушает их фантазии"
Самые необычные детские кружки Новосибирска
Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"
Артур Шугуров: Зачем детям учиться делать мультики

Лого letidor.ru

Комментарии