Владимир Волошин: "Невроз раннего развития культивируют СМИ"

Владимир Волошин: "Невроз раннего развития культивируют СМИ"

Завтра, то есть 8 марта, отмечает 10-летие один из старейших женских порталов Рунета - проект Eva.ru. Накануне этого юбилея  создатель и бессменный руководитель "Евы" Владимир Волошин рассказал в интервью "Летидору", чем женщины и родители отличаются в Интернете от мужчин и бездетных, и почему в вопросах детского здоровья лучше верить классической медицине, чем модным альтернативщикам.

Завтра, то есть 8 марта, отмечает 10-летие один из старейших женских порталов Рунета - проект Eva.ru. Накануне этого юбилея  создатель и бессменный руководитель "Евы" Владимир Волошин рассказал в интервью "Летидору", чем женщины и родители отличаются в Интернете от мужчин и бездетных, и почему в вопросах детского здоровья лучше верить классической медицине, чем модным альтернативщикам.


- Давай начнем с твоего детства. Ты по образованию врач-педиатр. Что привело тебя к учебе в медицинском? Ты сидел в школе и думал: "Хочу стать детским врачом!" - или как-то иначе?


- В детстве был юным натуралистом. С первого класса выписывал одноименный журнал, выращивал в бочке головастиков, занимался микроскопированием и всякое такое. Врачей уважал - они казались эдакими космонавтами: взрослые отзывались о них очень уважительно и даже рассказывали какие-то фантастические истории. В общем, о медицинской карьере не помышлял. Пока в девятом классе друг Ярослав Филатов не затащил меня в анатомический кружок Хабаровского мединститута. И понеслось…


В педиатры случайно попал – на собеседовании в приемной комиссии собеседовал с замдекана. Он очень технично переориентировал меня с лечебного факультета на педиатрический. Скептически прошелся по оценкам в аттестате, намекнул что девушек в педиатрии много… ну я и согласился.


- Почему ты не стал работать по своей медицинской специальности, а занялся созданием медицинских и мамских сайтов?


- Педиатрия – моя базовая специальность. После окончания мединститута и педиатрической интернатуры, еще два года учился в ординатуре по социальной гигиене и организации здравоохранения. То есть прошел «школу медицинского менеджмента». А самое эффективное в системе здравоохранения – это профилактика.


Медицинская пропаганда и просвещение - одно из направлений профилактической работы. Поэтому создание медицинского сайта для массовой аудитории – Doktor.ru – было работой именно по специальности. Сайт получился неплохой, быстро выбился в лидеры Рунета и успешно продан Рамблеру.


Родительский сайт Мама.Ру стал логическим продолжением сан-просвет-работы в Интернете. Беременная и молодая материнская аудитория в конце 90-х была слабо информирована, отовсюду мы «слышали стоны» - ну вот и стали помогать.


А уж после матерей расширились до женских интересов вообще. Открыли Еву.Ру. Такая вот эволюция.


- После стольких лет работы с женскими сайтами ты наверное можешь сказать,  чем поведение женщин в Интернете отличается от поведения мужчин?


- Женщины энергичнее общаются, лучше строят коммуникацию, они «интерактивнее» мужчин. Мужское общение в Сети описывается моделью «пастырь-паства»: авторитет изрекает, прочие ему внимают. Мужчинам комфортнее такая двухуровневая иерархия. А женщины более самостоятельны, при этом их сложнее организовать в управляемый коллектив.


Интересно, что черты характера, традиционно приписываемые женщинам – в Интернете отчетливее наблюдаются у мужчин. Истероидность, например. Мужчины в Сети часто демонстрируют истерическое или эмоционально неустойчивое поведение. Рекомендую к прочтению монографию Личко «Психопатии и акцентуации характера у подростков» - узнаете в описаниях черт характера многих топовых блоггеров.


- Вернемся к женщинам. Как за десять лет изменилась аудитория?  Что отличает пользовательниц-2012 от пользовательниц-2002?


- Перегруженность. Слишком много «инфо-пушек» бьют по мозгам в 2012-м. В результате способности к восприятию сужаются. Именно поэтому возникают «очаги изоляции» - формируются группы людей, которые потребляют строго специализированную информацию и не выходят за рамки своих узких интересов. Вышивания крестиком, например, или скрапбукинга.


С массовой аудиторией-2012 можно разговаривать лишь примитивизированным языком плаката-демотиватора. Такого в Интернете-2002 года не было.


- А родители в Интернете ведут себя иначе, чем бездетные?


- Родители целеустремленнее, так как у них времени свободного меньше. Родители ответственные, дети их дисциплинируют. Собственно, наличие детей выводит человека на новый уровень ответственности. Теодор Моммзен в «Истории Древнего Рима» отмечал, что полноценное римское гражданство, со всеми правами, мог получить только глава семьи.


- На "Еве" часто формируются мини-сообщества родителей - например, "дети одного месяца". Как дальше живут эти группы? Продолжается ли общение этих родительских сообществ в офлайне, когда "дети Евы" вырастают?


- Эти группы обычно очень активны в грудничковый период. Чаще всего в них объединяются мамы с первым ребенком – им нужнее взаимоподдержка. Когда ребенок второй, третий – родительство идет по уже накатанной колее.


Вообще, ты когда-то метко назвал эти сообщества «летучими». Они организуются вокруг любой актуальной сферы деятельности, когда именно взаимодействие является принципиально необходимым условием для решения определенных задач.


Сейчас эти сообщества чаще образуются не вокруг «детей одного месяца», а например вокруг «совместной покупки комбинезонов Рейма». То есть вот именно «детский» товарооборот чаще приводит к офф-лайновым встречам.


Взаимопомощь – вообще классическая причина объединения людей. Именно трудности сплачивают коллектив. Например, в нашем микрорайоне лучшее товарищество собственников жилья (ТСЖ) сложилось в доме, который строители бросили, наполовину недостроив. Люди были вынуждены объединиться, в борьбе за свои квартиры.


- Проекты типа "Евы" во многом популярны потому, что на фоне развала системы Минздрава у людей появилась возможность помогать друг другу без посредников, в том числе и по вопросам детского здоровья. Но в таких форумах фигурируют "народные" и другие альтернативные средства, а также модные тренды "естественного развития" с отказом от медицинских услуг. А у тебя самого - классическое медицинское образование. Как ты совмещаешь это? Например, как ты чаще решаешь вопросы здоровья своих собственных детей - с помощью Интернета или с помощью классической медицины?


- Сейчас здравоохранение более-менее стабилизировано. И люди не столько «выживают», сколько ищут лучшие альтернативы, новые возможности. На этом пути конечно бурно цветут всевозможные культы и перфекционистские тенденции. И как говорят старые медики, «лучшее – враг хорошего». Я сторонник классических подходов и умеренности.


Классическое образование - любое, и медицинское тоже - формирует определенные навыки анализа ситуации и решения проблем. Во-первых, стараешься «зрить в корень». Во-вторых, учишься расставлять приоритеты. В-третьих – учишься доверять объективным признакам.


Классическая медицина консервативна лишь в том смысле, что заставляет быть всегда скептически настроенным и выбирать действительно действенные средства. Какая может быть этому альтернатива? Легковерие и упование на новомодную панацею?


Конечно, в медицинской среде встречаются и некритичность, и суеверия. Но это общее свойство безграмотности, а не признак какой-то одной «профессиональной корпорации».


Насчет модных альтернативных трендов. Я бы выделил два основных - и оба они основаны на массовых неврозах, которые легко распространяются именно через современные средства коммуникации. Первый невроз – это невроз перфекционизма. Когда хочется решить проблему эффективно, но с минимальными издержками. Перфекционисты развивают культ «естественности» - как страховку от неприятных побочных эффектов. Ведь любое неграмотное применение сильнодействующих средств – а их в арсенале нашей цивилизации немало – способно причинить сильный ущерб. Пресловутая обезьяна с пулеметом (или мама с антибиотиком) – это страшный образ дилетанта, вооруженного сильнодействующим средством.


Второй невроз – невроз раннего развития. СМИ культивируют образы успешных людей, фотомоделей и олигархов. Царей горы, в общем. Вершина у горы одна, попасть наверх хотят миллионы – карабкаться нужно изо всех сил и побыстрее. Поэтому нужно побыстрее развиваться, быстрее научиться читать, попасть в топы Яндекса и зарабатывать много денег.


Поэтому детей начинают с колыбели насиловать кубиками Зайцева и прочими развивающими приспособлениями. Этот невроз грамотно использует индустрия детских товаров, для сбыта продукции.


- У нас тут в "Летидоре" много споров о том, насколько вредны для детей компьютеры и Интернет. А поскольку в тебе совмещается врач-педиатр и многолетний юзер, было бы очень интересно услышать твою точку зрения. Ну и практическое применение - насколько твои дети используют компьютеры и Интернет. Играют ли в компьютерные игры, пользуются электронными пособиями?


- Все хорошо в меру. Злоупотребление не отменяет употребления (Abusus non tollit usum). Интернет полезен как большая копилка иллюстраций и фактов. Хотя, конечно, притупляет воображение.


Но кто согласится ходить пешком, когда есть велосипеды и трамваи? Да, Интернет столь же вреден, сколь и полезен. Но в пещеры назад хода нет, мы уже прочно обжились в комфортабельных квартирах.


Будем пользоваться электронными девайсами. Главное – в меру. Меру, конечно, определяют сами родители. Многие пьют водку, но не все же спиваются!


- Я знаю, что тебя в последнее время стали часто приглашать на разные государственные мероприятия, посвященные детской и семейной теме. Словно бы государство вдруг вспомнило про детей и семью, и хочет заручиться поддержкой профильных СМИ. С чем связан этот государственный интерес, по твоим ощущениям? Это очередные "потемкинские деревни" и освоение бюджетов? Или какие-то более серьезные планы?


- У государства есть понятное стремление увеличить народонаселение страны. Долгий способ – нарожать и вырастить граждан из местных, быстрый – завезти мигрантов.


Возможно, профильные СМИ помогут выращивать граждан здесь. Но это задача комплексная, тут одними масс-медиа не обойтись. Ведь стремление родить ребенка – это базовая биологическая потребность. Она не текущей модой диктуется, а генетической программой. Которая реализуется в рамках внешнесредовых воздействий.


- Ну и напоследок: твой главный совет современным родителям?


- Мы ведь тоже современными детьми были когда-то. Полезно оглянуться назад, на опыт наших родителей – чтобы понять, что делать родителям современным. Раньше не было мобильных гаджетов, Интернета – но мы ведь вполне вписаны в современный мир. Думаю, что закладывать в детей нужно базовые ценности – умение действовать самостоятельно, навыки человеческого общежития. И без родительского фанатизма.


Лого letidor.ru

Комментарии