Опубликовано 31 января 2022, 19:27
5 мин.

Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ

И к кому обращаться за помощью
Не всякая неусидчивость или схожесть с «вождем краснокожих» — признак синдрома гиперактивности с дефицитом внимания. Как распознать у ребенка СДВГ, как себя вести и к кому обращаться за помощью — рассказывает детский психиатр Татьяна Смурова.
Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ

© Depositphotos

«Каждый новенький ребенок вылезает из пеленок и теряется повсюду, и находится везде. Он всегда куда-то мчится, он ужасно огорчится, если что-нибудь на свете вдруг случится без него!» Похоже, эти строки из знаменитого мультика о непоседливых обезьянках и их маме про вашего малыша? Вы уже начинаете беспокоиться, что ребенок становится неуправляемым, слишком громким, слишком рассеянным и не справляется с элементарными задачами? Не спешите бить тревогу: возможно, ваш малыш отличается темпераментом холерика и вовсе не имеет СДВГ. Но что делать, если все-таки у ребенка синдром гиперактивности? За ответом мы обратились к детскому психиатру Татьяне Смуровой.

Детский психиатр Татьяна Смурова

Детский психиатр Татьяна Смурова

Сидит мальчишка на последней парте,

Где многие сидели капитаны,

Отметившие нам на светлой карте

Равнины, горы, реки, океаны...

Сидит Алеша на последней парте.

И трудно мне его понять:

Как может современный парень

Так поведением своим не управлять!

Здесь парта — лес...;

То заревет, то вскочит,

То вдруг под партою совсем исчез...

Весь класс он из терпения выводит,

Как будто он не человек, а бес!

Его глаза большие, без хитринки,

Красивы брови черные вразлет...

Но поведение с милой картинкой

В сравненье никакое не идет.

Ему хватает силы лишь на первый

Урок, отчасти на второй.

Вернувшись из столовой начинает

Свои все представления герой.

Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ

© Depositphotos

Сначала начинает он смеяться

И голосом тихохоньким пищать.

Над одноклассниками забавляться

В них ручками и крошками кидать.

Потом и разойдется, корчить рожи

Начнет наш бойкий удалец.

Что делать? Но понятно все же-

Урокам всем пришел конец!

Работать он совсем не хочет,

Писать ему великий труд.

Вот наступает десять ночи

Учителю звонки идут:

"Что задано?"

Вот так Онегин!

Работать начинает он,

Когда все остальные дети

Свой первый видеть начинают сон.

Это сочинение Алешиной учительницы (2-й класс) передали мне в качестве характеристики с целью вывести ученика на индивидуальное обучение.

Узнали в портрете этого мальчика своего ребенка? Значит, у него синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ.

Встречается он у 5-10 % детей в возрасте до 10-15 лет. У мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек.

Темперамент не лечится

Когда же можно говорить о наличии синдрома гиперактивности?

Часто при прохождении диспансеризации в возрасте 1 года мамы жалуются:

«Мой ребенок гиперактивный!» — не сидит на месте, все ему надо, всем интересуется.

Это же замечательно: здоровый ребенок должен быть активным и познавать мир.

Было бы гораздо хуже, если бы он подолгу сидел на одном мест и играл только в те игрушки, которые ему предлагают.

О наличии СДВГ как расстройства можно говорить к 3 годам. До этого возраста важно понять, возможно формируется человечек с холеричным темпераментом, особенно если мама или папа по темпераменту холерики. Соответственно, темперамент в лечении не нуждается.

Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ

© Depositphotos

Основными проявлениями СДВГ являются:

  • нарушение внимания (невнимательность, рассеянность),

  • обилие лишних движений (неусидчивость),

  • импульсивность (отсутствие волевого контроля), которые имеют место вне зависимости от ситуации.

Если подобные нарушения у ребенка проявляются только дома или только в детском саду, то речь идет совсем о другом состоянии.

В детском саду такие дети сразу обращают на себя внимание, имеет место множество жалоб от воспитателей, детей и их родителей. СДВГ является одной из самых частых причин школьной дезадаптации.

Причинами СДВГ считаются:

  • генетическая предрасположенность (наследственно-конституциональная). Более чем у половины детей похожие проблемы были у их родителей, либо у одного из родителей. Доказано, что за СДВГ ответственны процессы обмена дофамина и норадреналина (химические вещества в головном мозге, влияющие на процессы возбуждения и торможения);

  • органическое поражение головного мозга в период беременности, родов и в раннем возрасте (курение матери, употребление алкоголя, наркотиков во время беременности, гипоксия, родовая травма, недоношенность, нейроинфекции, травмы головы);

  • в последнее время много говорится об употреблении в пищу продуктов с пищевыми добавками, особенно с красителями (этот вопрос находится на стадии изучения, так что оргвыводы пока что делать рано).

Признаки СДВГ

Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ

© Depositphotos

У вашего ребенка может быть это заболевание, если у него:

В течение 6 месяцев (не менее) присутствуют хотя бы 5 симптомов нарушения внимания:

1 — частая неспособность внимательно следить за деталями, совершает ошибки «по невнимательности»;

2 — часто не может сохранять внимание на уроке или в игре (в течение 10-15 мин);

3 — часто «не слушает» то, что ему говорят;

4 — часто не способен следовать инструкции и выполнить задание до конца;

5 — не может организовать свою деятельность, постоянно требуется контроль;

6 — часто теряет вещи (школьную форму, ручки, карандаши, игрушки);

7 — очень легко отвлекается на небольшие внешние стимулы.

Хотя бы 3 симптома неусидчивости (гиперактивности):

1 — сидя на стуле, машет ногами и (или) руками, «ерзает на месте»;

2 — встает со стула без разрешения, хотя знает, что в данной ситуации необходимо сидеть;

3 — бегает или куда-то залазит (под парту, на подоконник), когда это является неуместным;

4 — не может «высидеть» во время настольных игр;

5 — двигательно активен всегда и везде.

Хотя бы 2 симптома импульсивности:

1 — часто отвечает, не дослушав вопроса;

2 — не способен ожидать в очередях, ждать свою очередь в игре, столовой;

3 — часто перебивает разговор других людей или вмешивается (в игру);

4 — много говорит, вне зависимости от ситуации.

Эта небольшая табличка очень помогает мне при диагностике СДВГ, а также дает понять, какое нарушение в данном случае превалирует (больше страдает внимание, или более выражена импульсивность или гиперактивность), что необходимо учитывать при назначении лечения.

Комплексный подход

Темперамент или гиперактивность: как понять, что у ребенка СДВГ

© Depositphotos

Если сочетание перечисленных выше симптомов приводит к нарушению адаптации в детском саду, школе (а таких детей часто выводят из детских садов, в школах переводят на индивидуальное обучение), значит это состояние необходимо лечить.

Нужно обратиться к психиатру, пройти консультацию невролога, педиатра, психолога.

Хочу подчеркнуть, что лечение обязательно должно быть комплексным:

  • медикаментозное — специальные препараты, влияющие на количество дофамина и норадреналина; ноотропные препараты;

  • занятия с психологом, формирующие усидчивость, внимание.

Поговорите с воспитателем в детском саду, с учителем в школе о том, что у ребенка СДВГ, что к нему необходим индивидуальный подход.

Заполучите педагога к себе в союзники и вместе вам будет легче и эффективней справиться с проблемами.

Часто рекомендую перевести детей с СДВГ в группу с малым количеством детей (в санаторную, логопедическую — по показаниям), а школьников — в коррекционный класс. В крайнем случае — на индивидуальное обучение.

Родителям важно понять, что ребенок не специально, не «назло» так себя ведет. Поэтому надо быть терпеливыми, спокойными, уравновешенными. Выполнять все назначения врача, рекомендации педагогов.

С возрастом это расстройство постепенно сглаживается, и к 14-15 годам компенсируется. Либо, при сочетании с другой психической патологией, неблагоприятными социальными факторами, нарушения поведения усиливаются — причем на первый план выходит импульсивность в поведении, неспособность к волевому усилию, такой подросток склонен к асоциальным действиям, употреблению табака, алкоголя, «легких» наркотиков, избеганию трудностей (нет стремления учиться, получать специальность).

А по поводу Алеши, в честь которого учитель написала стихотворную характеристику, хочу рассказать, что учится он уже в 8-м классе на «отлично», занимается танцами, каратэ, посещает курсы английского языка.

Фото: Depositphotos