Какие бывают родители

Какие бывают родители

Советский психолог Лев Выготский, автор социо-культурной теории развития ребенка, сегодня очень популярен на Западе. Главным источником становления ребенка Выготский считал социальную среду. Ясно, что в большинстве случаев ближайшим социальным окружением детей являемся мы – их родители. В зависимости от наших убеждений, моды, поколения, к которому принадлежим, мы воспитываем детей так, а не иначе.

«Современные дети – тираны, а не подчиненные в доме. 
Они не встают, когда в комнату входят старшие.

Они спорят с родителями, болтают в обществе,

пожирают все лакомства со стола и тиранят своих учителей»


(высказывание, приписываемое Сократу)


Советский психолог Лев Выготский, автор социо-культурной теории развития ребенка, сегодня очень популярен на Западе. Главным источником становления ребенка Выготский считал социальную среду. Он ввел специальный термин «социальная ситуация развития» и определил это как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Ясно, что в большинстве случаев ближайшим социальным окружением детей являемся мы – их родители. Наше влияние на детей в детстве является наиболее мощным, потому что чаще всего именно мы – главные кормильцы, воспитатели и ругатели. В зависимости от наших убеждений, моды, поколения, к которому принадлежим, мы воспитываем детей так, а не иначе. Все наши подходы к воспитанию, несмотря на их несомненную индивидуальность, условно делят на четыре категории: авторитарный, позволяющий, игнорирующий и демократический.



Три-четыре стиля


О стилях родительства впервые заговорила психолог Диана Бомринд (Diana Baumrind) в 60-гг. прошлого века. Она провела исследование на основе выборки из 100 детей дошкольного возраста. Бомринд интервьюировала родителей, наблюдала за детьми и использовала другие методы исследований. В итоге она выделила четыре важнейших измерения родительства:

– стратегия дисциплинирования
– теплота
– коммуникационный стиль
– ожидания зрелости и контроля.

Авторитарные родители ценят подчинение авторитетам, и послушание ради послушания. В рамках этого подхода дети – дикари, которых необходимо научить слушаться, подчиняться: так они станут воспитанными взрослыми. Хорошие родители с точки зрения сторонников этого подхода те родители, которые прогибают волю ребенка, подчиняя его правилам и ограничениям. Их девиз: дашь ребенку палец – откусит всю руку! Такие родители устанавливают правила, но не объясняют их детям. Вот пример диалога между авторитарным родителем и ребенком.

– Мама, можно Миша останется у нас на ночлег?
– Нет.
– Но почему?
– Потому что я так сказал/сказала.

Стратегия дисциплинирования – строгая, коммуникационный стиль закрытый и односторонний, ребенка контролируют до самой зрелости. Обычно в такой семье не достает человеческого тепла, родители несколько холодные и отстраненные. Дети же нередко вырастают либо пассивными, либо бунтарями.

Родители разрешающие или либеральные очень любят своих детей. Иногда даже побаиваются их сильной воли и характера. Они смотрят на поступки детей сквозь пальцы. «Ну это же дети!» – девиз таких родителей. С одной стороны, либеральные родители дают детям возможность учиться на ошибках, исследовать мир и принимать решения самостоятельно. В таких семьях работают не правила, а скорее руководства к действию. Здесь родители очень человечны, их отношения с детьми пронизаны любовью, лаской и теплом. Однако требования к детям низки или полностью отсутствуют. Контроля тоже немного. Главное – избежать конфронтации. Родители либералы купят ребенку в магазине любую вещь, лишь бы избежать скандала. Со стороны такая семья напоминает семью обезьянок из известного советского мультика. Статус родителя – друг, общение – на равных.

Третий стиль – демократический или авторитетный. Такие родители устанавливают высокие стандарты для своих детей, при этом сохраняя душевную близость и оказывая поддержку. Они объясняют правила детям и готовы обсуждать эти правила вместе с детьми, при необходимости менять эти правила, если ребенку удается убедить родителей своими аргументами. Когда дети умеют брать на себя ответственность, им эту ответственность частично передают. Ребенку предоставляют свободу в том, чтобы иметь дело с последствиями своего выбора, своеволиями.

Авторитетные родители, по мнению психолога Бомринд, наиболее внимательные и теплые, эффективные. Дети в таких семьях растут счастливыми, здоровыми, открытыми и социально-адаптированными. А все потому что, авторитетные родители устанавливают правила, поскольку наделены ответственностью оберегать детей от бед и опасностей, обладают большим опытом, в отличие от авторитарных родителях, дети которых должны слушаться «потому что я так сказал», «потому что я отец». Авторитетные родители уважаемы детьми, потому что действуют из лучших побуждений и интересов ребенка. Не власть и послушание является залогом успешного диалога, а правильно построенные отношения между взрослым и ребенком.

Кроме выделенных Бомринд трех стилей родительства, выделяют еще один – я бы назвала его пофигистским. Родитель-пофигист обеспечивает основные потребности ребенка, но кажется мало заинтересованным в ребенке – его развитии, его достижениях. Коммуникация или отсутствует или является односторонней. Ребенку родителя – пофигиста всегда кажется, что папе – маме не до него. Пример такого родителя – папаша из известного анекдота: «Сейчас все брошу и буду тебе велосипед чинить».

Как все это сказывается на детях?


Стили родительства, несомненно, оказывают эффект на становление личности ребенка. Так, после Бомринд, было проведено немало исследований, по результатам которых утверждается, что:

– Авторитарный стиль родительства дает на выходе послушных детей, самооценка которых занижена, как, впрочем, и уровень счастья.

– Демократические родители выращивают счастливых, способных и успешных детей.

– Дети разрешающих и все позволяющих родителей не очень счастливы и уверены в себе. Они бунтари и испытывают проблемы с законом, плохо учатся.

– Дети родителей-пофигистов не только несчастны: им не хватает самоконтроля, самооценка низкая, они редко бывают амбициозными и успешными.


Не все так просто


Если демократический стиль родительства такой замечательный,  возникает вопрос: отчего же мы все не научимся быть авторитетными родителями? И тогда на выходе у нас будут получаться счастливые, уверенные в себе и успешные дети.

Но стиль родительства не выбирают. Психологи считают, что подход к воспитанию во многом зависит от социально бэкграунда, от размера семьи, дохода, личности, от того, как нас воспитывали родители, от уровня образования и культуры. То, что нормально для греческих родителей, «ужас-ужас» – для родителей-немцев. Поскольку мы все только учимся быть родителями, у каждого на выходе получается уникальная смесь.

Так, пройдя тест, я убедилась, что угадала стиль родительства верно. В большинстве ситуаций я предпочитаю относиться к своему ребенку как к человеку, способному делать сознательный выбор и заслуживающей уважения личности. Но иногда ситуация просто требует пробудить в себе тирана и жестко сказать «нет» и «потому что нельзя». Когда речь идет о безопасности его или других. В ленивые каникулярные дни я склонна дрейфовать к родителю разрешающему, а иногда, в редкие – редкие дни, когда я смертельно устала - мне стыдно признаваться, но я становлюсь мамой – пофигисткой.
Лого letidor.ru

    Комментарии