Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Дмитрий Литвиненко: "Советские мультики быстро заканчиваются"

Дети – отражение своих родителей. Эта известная аксиома доступно объясняет, почему четырехлетний Марк и шестилетний Всеволод дружат с нереальными персонажами, рожденными в детском воображении. Профессия их папы – выдумывать мультипликационных героев. Дмитрий Литвиненко – директор новосибирской анимационной студии "Режиссер", автор известных персонажей рекламных мультиков и компьютерных игр, а еще - многодетный отец. Недавно с легкой руки опытного родителя и художника в студии "Режиссер" был запущен творческий проект по созданию детских книжек нового поколения - иллюстрированных электронных рассказов. В беседе с "Летидором" Дмитрий рассказал о том, как родители могут сами создавать книжки для своих детей, почему детям до 15 лет не нужен компьютер и какие мультфильмы полезно показывать малышам.

Дети – отражение своих родителей. Эта известная аксиома доступно объясняет, почему четырехлетний Марк и шестилетний Всеволод дружат с нереальными персонажами, рожденными в детском воображении. Профессия их папы – выдумывать мультипликационных героев. Дмитрий Литвиненко – директор новосибирской анимационной студии "Режиссер", автор известных персонажей рекламных мультиков и компьютерных игр, а еще - многодетный отец. Недавно с легкой руки опытного родителя и художника в студии "Режиссер" был запущен творческий проект по созданию детских книжек нового поколения - иллюстрированных электронных рассказов. 


В беседе с "Летидором" Дмитрий рассказал о том, как родители могут сами создавать книжки для своих детей, почему детям до 15 лет не нужен компьютер и какие мультфильмы полезно показывать малышам.


Старшей дочери Дмитрия Арине 16 лет. Она серьезно занимается музыкой и мечтает стать оперной певицей. Марк и Сева – дошколята. Уже летом они примут в свою мальчишечью компанию еще одного братишку: Дмитрий Литвиненко в четвертый раз станет отцом. Этим фактом многодетный папа очень гордится: "Это же здорово, когда много детей! Да к тому же, дети, близкие по возрасту, это еще и очень удобно. Рекомендую всем, кстати! Если ребенок один, он будет тянуть к себе внимание родителей, а когда они вдвоем или втроем, то играют вместе: набрали игрушек, посадили их, построили какие-то схемы, дом, производство, расставили героев и начинают играть по ролям".



Вымышленные персонажи вместо телевизора


В играх младших Литвиненко редко встречаются популярные супергерои. Их друзья по забавам – весьма оригинальные вымышленные персонажи, которых Марк и Сева придумывают сами, наделяют их характерами и окружают легендами.


 Самый первый персонаж родился в детском воображении, когда Всеволоду было три года. Звали его Потибот. Кто такой Потибот, никому до сих пор не известно. Были разные версии, например, Потибот - это Домух, а Домух, в свою очередь, - это Потибот. Ясно одно: Потибот был для Севы настоящим другом, старшим товарищем, он участвовал в жизни мальчишки и многому его учил.


"Сейчас популярные персонажи в играх Марка и Севы, – продолжает свой рассказ Дмитрий, - тетя Баня, тетя Бина и дядя Дыр. Самая активная и самая популярная – это Бина. Бина живет в Бинестане и работает в Бенетоне. Когда что-то в жизни происходит, поход в магазин или какая-то поездка, всегда есть место фразе "а вот когда Бина!". Например, "Когда Бина ездила в зоопарк, то она там видела гигантское животное". Все, что происходит в мире Бины, во много раз больше и интереснее. У Бины дом красивее, путешествия дальше и интересов больше. Второй любимый персонаж - Дядя Дыр. Мы спрашиваем: "Дядя Дыр взрослый?". Отвечают: "Да, взрослый, Дяде Дыру 10 лет".


Откуда у мальчишек такое стремление к выдумкам, Дмитрий точно сказать не может. Вполне возможно, воображение развивается потому, что дети не окружены все свободное время готовыми персонажами из мультфильмов или телепрограмм – в семье Литвиненко редко работает телевизор.


"Мы противники того, чтобы детям включить телевизор и за счет этого освободить себе выходные, – объясняет Дмитрий. – Некоторым родителям кажется, что можно посадить свое чадо перед телевизором, и он получит весь набор знаний. Это неправда. Пока ребенок взрослеет, он должен получить полноценный эмоциональный опыт. Для этого не надо сидеть дома и скучать, нужно ездить в парки, зоопарки, в гости. Надо, чтобы человек получал как можно больше информации о мире, прошел по ботаническому саду, потрогал живое растение, понял, как оно выглядит, какой имеет запах, какие вызывает ощущения. Без этого личность не созреет правильным образом. А так, может быть, у ребенка получится стать поэтом-песенником, композитором или он будет просто интересным человеком.


По той же причине мы не очень поощряем и общение детей с компьютером. Мне кажется, что до 15 лет они должны жить реальным миром. А интернет все-таки слегка атрофирует эмоции. Я несколько лет подряд ездил на крупнейший российский интернет-форум, где собираются монстры интернет-бизнеса. Когда проходит церемония награждения, и ведущие, очень позитивные и восторженные, вручают призы, на сцену выходят не люди, а маски. Не все, конечно, но основная масса именно такие: они могут, сидя за компьютером, писать веселые тексты, отправлять смайлики, а на лице в это время ничего не отображается. Это просто не связанные эмоции. Для детей важно, чтобы они развивались эмоционально. Только после того, как ребенок познал мир и получил огромный набор ассоциативных связей, тактильных ощущений, он может заниматься какой-то виртуальной компьютерной деятельностью".


Настойчиво учить работать на компьютере современных детей, считает Дмитрий, нет особого смысла. Когда они подрастут, приложения к компьютерам будут управляться абсолютно по-другому. В детском возрасте излишнее общение с техникой может нанести только вред, считает многодетный отец:


"Вы послушайте, как разговаривают современные дети, как меняется звучание речи, особенно у тех, кто работает много за компьютером -  многие слова не проговариваются. Они в такой спешке произносят фразы, что какие-то эмоциональные нотки совершенно не заметны! Быстро так "тыр-тыр-тыр", как будто идет привычный поток информации".



Про мультфильмы и игры


Единственное, ради чего в семье Литвиненко готовы включать телевизор – это любимые мультфильмы. Фаворит – мультсериал "Фиксики", по мнению Дмитрия, проект очень интересный и добротный. Главный персонаж Дим Димыч – герой для Марка и Севы, дети вместе с ним изучают, как устроены различные предметы. Другой популярный у сыновей мультпроект – "Маша и Медведь". Вообще же, как человек, хорошо разбирающийся в мультипликации, Дмитрий подходит к выбору мультфильмов для детей сугубо профессионально:


"Мне лично кажется, что надо показывать детям хорошую добротную анимацию с хорошим позитивным сценарием. Я часто слышу фразу, что советские мультики были лучше. Я, наверное, не соглашусь: они просто были, а других мультиков не было. Да, многие были хорошие, но по качеству графики, анимации современные мультфильмы, конечно, сложнее и качественнее, технологии сейчас другие. И потом, если взять весь спектр советских мультиков, то они быстро заканчиваются. Есть несколько дисков, а дальше все, дальше нужны новые мультфильмы. Вообще же популярность мультиков не всегда зависит от художественных достоинств. Вопрос в том, сколько раз показать. Рано или поздно его полюбят. Видите ли, у нас как-то принято, что если крутят по телевизору, значит, это хорошо".


Отдых на море. Рисунок Марка


В семье Литвиненко много занимаются с детьми творчеством: лепят из пластилина и глины, рисуют, мастерят игрушки из пластики. А за обычными семейными делами упражняются в развитии воображения. "Мы любим придумывать шутки, – делится Дмитрий семейными секретами. - Алгоритм простой: кто-то задаёт вопрос, а все пытаются придумать смешной ответ. Например: сидим за столом, пьём чай, я размешиваю сахар в чашке и спрашиваю: "Почему ложка не плавает", одни из детских ответов: "Может быть, она забыла купальник?".


Вполне возможно, способность мыслить нестандартно и придумывать новых героев подвигнет мальчишек пойти по стопам отца. Но это не так уж и важно, считает Дмитрий:


"Я не сторонник навязывать свой образ жизни ребенку. Совершенно спокойно смотрю на то, что маленький хочет стать полицаем. Да ради бога! Пусть в нашей семье будет хоть один гаишник, хоть заживем нормально. А старший хочет быть строителем и изобретальщиком. Он рисует всякие дома очень сложных конструкций, в этих домах у него обозначены какие-то гаджеты, предметы. Он просто помешан на технике".


По мнению Дмитрия, что главное в воспитании быть терпимым к капризам и не ломать характер. "Я вчера забирал сыновей из детского сада, - рассказывает многодетный отец, - чья-то девочка закапризничала, не хотела одеваться, мама или торопилась, или просто была не в духе, довольно жестко начала ее заставлять. Мне кажется, надо родителям в этом отношении быть чуть более внимательными. И взрослый иногда может упереться, чего-то не хотеть делать, это нормальное явление, не говоря уже о ребенке. Надо понимать, что ребенок - это не какая-то личная вещь, взял с места на место передвинул, а это есть некое формирование личности. Если чего-то ребенок в данный момент не хочет, можно с пониманием отнестись к этому, даже в ущерб делам, работе. Ну опоздает человек, ну оштрафуют его на какую-то сумму, но если он сломает характер своего ребенка, то он в жизни заплатит больше".


Сам Дмитрий сейчас работает в анимационной студии "Режиссер". Свою профессию художника-мультипликатора выбрал неслучайно, зачатки креативного мышления были заложены в нем родителями.


"Моя мама, - рассказывает Дмитрий, - до сих пор работает учителем математики, она придумывает для учеников забавные задачи, проводит математические конкурсы - что-то между КВН и олимпиадой по математике. Отец - лучший рассказчик в нашей семье. Он хорошо пародирует любого из своих знакомых и может пересказывать истории по ролям. Плюс ко всему он хорошо пишет. Я стараюсь быть похожим на отца, стараюсь быть наблюдательным, подмечать и копировать интонации и манеры людей, это очень важно для создания образов".


Мультипликацией Дмитрий занимается много лет. У него нет специального художественного образования. "Я даже не знал, что умею рисовать, пока не попробовал", – смеется он. Рисовал что-то в детстве и юности, а потом оттачивал мастерство уже будучи директором анимационной студии. Сейчас свою работу Дмитрий в шутку называет "дирижирование оркестром", потому что главное в работе руководителя творческого коллектива - создать здоровую атмосферу и вдохнуть жизнь в результаты труда большой команды.



Про электронные книги


В работе студии, которую возглавляет Дмитрий, очень много "взрослых" направлений работы. Но совсем недавно здесь запустили совершенно новый творческий проект – создание электронных детских книг. В планах художников студии, во-первых, иллюстрация произведений популярных детских авторов, а во-вторых, и это самое главное, создание авторских детских рассказов, к работе над которыми команда "Режиссера" приглашают всех творческих и активных родителей.


Электронные книги все больше вытесняют с рынка бумажные издания, детская литература – не исключение. Но, к сожалению, список достойных произведений, переведенных в цифровой формат, весьма ограничен. Между тем, электронные рассказы могут быть гораздо интереснее печатных, считает Дмитрий. Потому что в цифровом пространстве герои способны оживать: Буратино крутить носом, заяц убегать о волка, а Винни-Пух чесать в затылке. Каждая иллюстрация – не просто статичные изображения, а анимированный персонаж, хорошо удерживающий внимание ребенка. Книжки планируется делать многоязычными, для начала на русском и английском языках. В перспективе добавить опцию – озвученный диктором текст.


Авторы студии уже придумали десяток оригинальных историй, и на рабочих мониторах аниматоров оживают несколько персонажей. Познакомьтесь, это Мышонок.


Имя ему художники пока еще не придумали. Зато уже известно, что это совсем маленький ребенок детсадовского возраста, он любознательный, познает мир и, как и все дети, доставляет определенные хлопоты своим родителям. Папа Мышонка мечтает, чтобы тот стал известным хоккеистом, мама видит его великим скрипачом, а сам Мышонок смотрит в окно на подъезжающие к дому машины для уборки мусора и думает, что нет круче профессии, чем водитель мусоровоза. Авторы намеренно не вкладывают в рассказы мораль и жизнеутверждающий финал, характерный для русских сказок. Незамысловатые истории о Мышонке - просто иллюстрация жизни ребенка.


Создание электронных рассказов – очень перспективное направление книжной индустрии, считает Дмитрий Литвиненко, в том числе и с точки зрения бизнеса:


"Мы планируем размещать детские книги нового формата на сайтах, где продаются приложения для устройств Apple. Стоимость одной книжки будет чисто символической – 50 центов. То есть человек, заплатив 15 рублей, скачивает оригинальную, красочную анимированную книжку для своего ребенка, которую может читать на различных носителях, листать на планшетках, смотреть в телефоне. Ну что такое 15 рублей? Я за такие деньги ни одной бумажной книжки не видел".


У электронной книги есть одно очень серьезное преимущество - ее тираж не ограничен. Если тиража бумажной книги не хватило, ее надо допечатывать, тратить огромные средства. Ведь совершенно безумные вещи происходят сегодня в книжной индустрии: тратятся огромные деньги на производство неликвидных книг, которые не продаются в магазинах и идут в макулатуру. Электронную книгу могут скачивать хоть миллион раз, хоть два. Если она будет интересна читателю, ее будут покупать до бесконечности. Если она окажется скучной, ее просто не станут скачивать, и при этом никто не пострадает.


Дмитрий мечтает, что со временем проект превратится в некий клуб для большой компании художников, авторов, редакторов, актеров и просто активных людей с горящими глазами:


"Понятно, что такие великие, внутренне гениальные люди, как Астрид Линдгрен или Агния Барто рождаются крайне редко, но, тем не менее, в каждом человеке есть большой творческий потенциал. Вот знаете, бывают такие люди, которые в компании рассказывают истории, все, слушая их, забывают про еду. Пельмени уже остыли, а все сидят и слушают рассказ. Нам такие люди очень нужны, чтобы у человека был талант рассказчика, чтобы эти рассказы были интересны не только своим детям, но и любому ребенку. Мы готовы иллюстрировать любые истории, любые сказки, готовы работать над текстом в качестве редакторов".


"Мы ждем, что у нас найдутся хорошие друзья. - говорит Дмитрий. - Нам нужны люди, которые будут участвовать в этом процессе, чтобы это получился настоящий клуб креативных людей". На адрес студии можно присылать свои рассказы и истории. 



Читайте также:
Тигран Сааков: "Дети должны понять наш полет фантазии"
Артур Шугуров: Зачем детям учиться делать мультики
Жизнь замечательных семей: Равицкие. Одесса.
Илья Колмановский: О детях и будущем образования


Лого letidor.ru

Комментарии