Опубликовано 29 января 2013, 18:00

Почему мои дети ходят в церковь. Часть вторая

Взгляды мои перпендикулярны мировоззрению довольно большого числа читателей. Я это понимаю. Поэтому заранее прошу прощения у тех, кого злят мои тексты. Вы можете их просто не читать, так, наверное, будет лучше. А я все же попробую рассказать, как оно есть на самом деле.
Почему мои дети ходят в церковь. Часть вторая

Почему мои дети ходят в церковь. Часть вторая

Вообще, я собирался написать другой текст. Но первая часть этого материала вызвала много откликов (спасибо всем, кто не остался равнодушен) и вопросов. Поэтому я решил сначала прояснить ту свою позицию, которую уже обозначил. Видимо, сделано это было недостаточно четко. Или, наоборот – чересчур. Я не пятитысячная купюра, чтобы всем нравиться. 

И взгляды мои перпендикулярны мировоззрению довольно большого числа читателей. Я это понимаю. Поэтому заранее прошу прощения у тех, кого злят мои тексты. Вы можете их просто не читать, так, наверное, будет лучше. А я все же попробую рассказать, как оно есть на самом деле.

Не в вакууме

Множественная претензия в мой адрес – вкладывая в детей определенные религиозные установки, я лишаю их свободы выбора. Претензия принимается. Но все гораздо страшнее. Они и на первых уровнях пирамиды потребностей несвободны. У них отняли право питаться исключительно шоколадными яйцами и чипсами, вместо это они едят кашу и суп.

Еще им приходится делать уроки, хотя компьютерные игры, определенно, были бы более предпочтительным для них времяпровождением. Свободы самовыражаться с помощью обсценной лексики, как это принято в ЖЖ и ФБ, у них тоже нет. Ребенок – изначально зависим. И он губка при этом - впитывает в себя все подряд и отовсюду.

Популярный тезис «пусть вырастет – и сам решит, во что верить», кажется мне ошибочным. Дети ведь не в вакууме живут. Вокруг них тьма разнообразной информации, и, скажем так, околорелигиозной, мистической – тоже. «Битва экстрасенсов», например, которую весь день на Рождество показывал федеральный канал в стране, оккупированной попами. Или весь класс моей десятилетней Анны увлечен сейчас куклами «Монстр Хай». Знаете таких?

Среди этих куколок: дочери Франкенштейна (Фрэнки Стайн) и Дракулы (Дракулаура), сыночки доктора Джекила (Джексон Джекил) и мистера Хайда (Холт Хайд), зомби еще есть и много кого еще. Сугубо на рынок СНГ можно было бы еще Лысика Чикатилку выбросить… И вот все Анютины подруги, и она сама, обожают эти игрушки, по-моему, даже визуально отвратные. Думаете, эта мода просто пройдет бесследно? Пройти-то пройдет… но осадочек останется. Монстры – это круто, вау!

Или в краеведческий музей я с дочками ходил, там зал коренных народов Сибири, фигуры шаманов стоят. Экскурсовод говорит: «Поздоровайтесь с шаманами! Они держат связь с могущественными духами, нельзя их огорчать». У детей аж глаза по пятаку стали от такого. Это не вклад в религиозное воспитание?

Так что, к возрасту, когда можно «самому решить» (кстати, когда он наступает? Вместе с половой зрелостью? Получением паспорта? С правом пить алкоголь?) ребенок подходит с уже вполне сложившимися представлениями о духовном и иррациональном, хотят того родители или нет. И я полагаю, что если самоустраниться, в детской голове будет, позаимствую образ у протодиакона Андрея Кураева, винегрет.

Как у тех, кто бьется в очередях за святой водой, при этом, внимательно изучает гороскопы, а заодно убежден, что Бог у всех один, и христиане с буддистами в одно и то же верят. Ну, у нас полстраны, если не больше, с винегретом, как это ни печально. Но разумному человеку тяжко держать в мозгу винегрет. Проще объявить самому себе: «Если все так намешано, видать, нет вовсе никакого Бога». Это, конечно, будет выбор. Но к качеству исходных предпосылок – большие вопросы. Еще вариант – как бы отстраненно рассказывать ребенку обо всех религиях, чтоб напитать его материалом для анализа. Отчасти согласен. Непременно должен культурный человек знать хотя бы базовую информацию об основных религиозных течениях, а лучше и не базовую, а поглубже, это даже не обсуждается. Только в отстраненную объективность при подаче этих сведений я не очень-то верю.

Если родители придерживаются какого-то вероисповедания (и атеизма тоже), так они к нему ребенка и подтолкнут. Если рассказывать о фактах религиозной истории, как о добрых сказках и красивых мифах, я встречал такие советы – это тоже дорога к неверию, только обходная. Ну какой смысл верить в сказки? Я не поленился, прочитал учебник «Основы мировых религиозных культур», по которому учатся нынешние четвероклашки, родители которых выбрали этот модуль. Выбор, наверное, как раз и обусловлен идеей – пусть про все узнает и сам решит.

Взвешенный, кстати, учебник, корректный. Анюте, изучающей в школе «Основы православной культуры», тоже дам его. Только совсем уж там «по вершкам». И скучно. Ничего теплого, для сердца, способного влюбить – там нет. В каждой из религий – есть, а там почему-то нет. Желаете, чтобы ваш ребенок вырос внерелигиозным человеком – рекомендую именно этот курс. Никакого неуместного интереса к церквям и ритуалам не возбудится после прочтения. А я такого для своих детей не хочу. Я сам слишком долго жил без Бога, и два моих развода – жестокая плата за это.

1 из 2

ПредыдущаяДуховный спортзал